Дата публикации: 01.04.2024

Цифровые сервисы как инструмент формирования цифровых компетенций у будущих юристов в высшей школе

Аннотация

В статье раскрывается важность применения в обучении студентов-юристов в образовательных организациях высшего образования цифровых сервисов в целях формирования цифровых компетенций. Отражены данные экспериментального исследования по выявлению навыков владения цифровыми сервисами у юристов-бакалавров при изучении юридических дисциплин. В результате установлено, что юрист-бакалавр не обладает достаточными знаниями о цифровых сервисах, способствующих формированию цифровой компетенции будущего юриста и необходимых ему для решения задач профессиональной направленности. Предложены цифровые сервисы, которые рекомендуется изучать при освоении студентами-юристами в высшей школе дисциплин юридической направленности.




Введение

Цифровая трансформация уже затронула все сферы жизни национального сообщества. Политика государства в настоящее время направлена на создание цифрового государства, но без квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, в том числе цифровыми, достижение данной цели невозможно. 

В последние годы представители государственных органов [10] и профессиональное юридическое сообщество [4] регулярно поднимают вопрос по подготовке высококвалифицированных кадров, способных к конкуренции и обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для современного цифрового общества.

Профессиональная среда быстро реагирует на изменения в обществе и государстве, предъявляя к выпускнику-юристу новые требования, предусматривающие формирование цифровых компетенций во время обучения в высшей школе и дальнейшее их усовершенствование в период профессиональной деятельности.

Цифровая компетенция является одной из восьми ключевых компетенций, предложенных в рекомендациях Европейского союза от 18 декабря 2006 года. В указанных рекомендациях под цифровой компетенцией предполагается уверенное и критическое использование для работы технологий информационного общества [18, c. 13]. Данная компетенция требует формирования у специалиста способностей поиска, обработки и применения информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе цифровых сервисов.

Список литературы

1. 11. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода / Н. Г. Пантелеева // Проблемы современ201 ного педагогического образования. — 2020. — № 67–4. — С. 324–327. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/art
2. Schrage M. Rethinking the Value of Customers in a Digital Economy. April, 11, 2016. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> sloanreview.mit.edu/article/rethinking-the-value-of-customers-in-adigital-economy (date of the application: 18.01.2023). — Text: electronic.
3. 18. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. Official site of EUR-Lex. — URL: <a href="https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962" target="_blank">https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962</a> (date of the application
4. 17. Яковлева Н. О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации / Н. О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2009. — № 1 (134). — С. 16–21.
5. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. — Москва : Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
6. Хуторской А. В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения / А. В. Хуторской // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — № 5 (80). — С. 7–15.
7. Серикова Л. В. Системный подход в современных педагогических исследованиях / Л. В. Серикова // Вестник УРАО. — 2022. — № 3. — С. 80–84. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-sovremennyh-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращ
8. 13. Садовский В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. — Москва : Наука, 1974. — 280 с.
9. обращения: 20.12.2023). — Текст: электронный.
10. Петров А. О. Информационный подход как методология педагогического исследования образовательного процесса повышения квалификации / А. О. Петров // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 12. — С. 16–20. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/arti
11. Анциферова В. И. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса / В. И. Анциферова, В. К. Зольников, Ю. С. Сербулов // Информационные технологии моделирования и управления. — 2006. — № 1 (26). — С. 5
12. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию системы образования для рынка труда. — URL: <a href="http://government.ru/news/49808" target="_blank">http://government.ru/news/49808</a> (дата обращения: 30.10.2023). — Текст: электронный.
13. 9. Константинова Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. — 2020. — № 11. — С. 1055–1072. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyekompetentsii-kak" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyekompetentsii-kak</a>
14. 8. Колин К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании / К. К. Колин // Вестник КемГУКИ. — 2011. — № 17. — С. 17–32.
15. Кальницкая И. В. Модель цифровой компетенции студентов / И. В. Кальницкая, О. В. Максимочкина // Проблемы современного образования. — 2022. — № 4. — С. 204– 217. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov</a> (дата обра
16. 6. Казакевич В. М. Информационный подход к методам обучения / В. М. Казакевич // Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 43–47.
17. 5. Зимняя И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. — С. 14–19.
18. 4. В Совете Федерации обсудили вопросы модернизации юридического образования, развития цифровых компетенций юристов. — URL: <a href="http://council.gov.ru/events/" target="_blank">http://council.gov.ru/events/</a> news/149097 (дата обращения: 30.10.2023). — Текст: электронный.
19. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. — Москва : Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
20. Бегларян М. Е. Формирование IT-компетенции юриста в цифровом пространстве / М. Е. Бегларян, Н. Ю. Добровольская // Правовая информатика. — 2019. — № 3. — С. 60–70. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-vtsifrovom" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-vtsifrovom</a>

Остальные статьи