Дата публикации: 29.11.2022

Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования

Аннотация

В статье представлены принципы методологии и характеристика инструментария современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО. Показана взаимосвязь диагностирующего оценивания, аттестации педагогических работников и независимой оценки квалификаций, их роль в создании условий профессионально-личностного развития каждого педагога.




Одним из важнейших и действенных инструментов системы подготовки педагогических кадров является оценивание, которое должно стать ориентиром и условием развития педагогической квалификации, личности педагога. В основе оценивания лежат результаты — обучения, профессионального развития, самообразования. Результаты следуют из требований, которые становятся все более высокими.

Требования к педагогическим кадрам системы среднего профессионального образования (СПО) в последние годы движутся по нарастающей, в ногу с изменениями в социально-экономической и политической жизни общества и государства.

Задача постоянного совершенствования педагогических кадров поставлена в федеральном проекте «Молодые профессионалы», который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Стратегическая цель развития системы СПО и профессионального обучения была озвучена Минпросвещения России в 2020 г. Цель состоит в обеспечении экономики страны квалифицированными кадрами, формировании кадрового потенциала для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения требует непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогов.

Инициатива «Профессионалитет» [14] приобрела статус федерального проекта [17]. С 2022 г. запущен эксперимент по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии, предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов. Федеральный проект предусматривает разработку и реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе не имеющих педагогического образования.

Список литературы

1. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н. — Режим доступа: <a href="https://www.garant.ru/products" target="_blank">https://www.garant.ru/products</a>
2. 29. Zech, R. Learner Oriented Quality certification for Further Education Organizations. Guidelines, version 3 / R. Zech. — Hannover, 2007. — 77 p.
3. Teachers and trainers in a changing world. Building up competences for inclusive, green and digitalised vocational education and training (VET) : Synthesis report : CEDEFOP Research Report. — Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2022. —
4. Recognition of qualifications as a teacher [Electronic resource] // Senate Department for Education, Youth and Family. — Mode of access: <a href="https://www.berlin.de/sen/bjf/en/recognitionof-degrees-and-qualifications/teacher-degrees/" target="_blank">https://www.berlin.de/sen/bjf/en/recognitionof-degrees-and-qualifications/teacher-degrees/</a> (date of the application: 2
5. Quality Assurance and Qualifications Frameworks: exchanging good practice / C. Blomqvist [et al.]. — Brussels, Belgium, 2012. — 44 p.
6. Germany: digital change Q 4.0 initiative: qualifying teachers and trainers for the digitalised world of VET [Electronic resource] // CEDEFOP : European Center for the Development of Vocational Training. — Mode of access: <a href="https://www.cedefop.europa.eu/en/" target="_blank">https://www.cedefop.europa.eu/en/</a>
7. China considers raising qualifications for teachers [Electronic resource] // The State Council. The People's Republic of China. — Mode of access: <a href="http://english.www.gov.cn/" target="_blank">http://english.www.gov.cn/</a> statecouncil/ministries/202110/21/content_WS61714aafc6d0df57f98e39c2.html (date of
8. Bergan, S. Qualifications Introduction to a concept / S. Bergan. — Strasbourg : Council of Europe Publishing, 2007. — 274 p.
9. ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> (дата обращения: 20.10.2022). FGOS [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> (data obrashheniya: 20.10.2022).
10. Темняткина, О. В. Оценка деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в условиях аттестации / О. В. Темняткина // Бизнес. Образование. Право. — 2021. — № 3. — С. 472–478. — doi: 10.25683/VOLBI.2021.56.353 Temnyatkina, O. V. Ocenka d
11. Темняткина, О. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей : обзор зарубежных публикаций / О. В. Темняткина, Д. В. Токменинова // Вопр. образования. — 2018. — № 3. — С. 180–195. — doi: 10.17323/1814-9545-2018-3-180-195 Temnyatkina, O. V.
12. Руднева, Т. И. Профессиональное развитие — фактор профессиональной успешности / Т. И. Руднева // Вестн. Самар. ун-та. История, педагогика, философия. — 2021. — Т. 27, № 2. — С. 61–65. — doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65 Rudneva, T. I. Professional`n
13. Российская Федерация. Правительство. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. — Режим доступа: <a href="https://base.garant.ru/70366852/" target="_blank">https://base.garant.ru/70366852/</a> (дата обращения: 20.10.2
14. Российская Федерация. Правительство. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессиона
15. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276. — Режим дос
16. Вумек, Дж. Бережливое производство : Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании : пер. с англ. / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. —7-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2013. — 472 с. Vumek, Dzh. Berezhlivoe proizvodstvo : Kak izbavit`sya ot po
17. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р (ред. от 14.03.2022) // Правовая навигаци
18. Российская Федерация. Законы. О независимой оценке квалификации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ. — Режим доступа: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (дата обращения: 20.10.2022). Rossijskaya Federaciya. Zak
19. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://nok-nark.ru/" target="_blank">https://nok-nark.ru/</a> (дата обращения: 20.10.2022). Reestr svedenij o provedenii nezavisimoj ocenki kvalifikacii [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: h
20. Независимая оценка квалификации [Электронный ресурс] // Сайт Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> spkobr.ru/napravleniya-deyatelnosti/nezavisimaya-otsenka-kvalifikatsii/ (дата обращения: 20.10.2022). Neza
21. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. — СПб. : Питер, 2007. — 672 с. Makklelland, D. Motivaciya cheloveka / D. Makklelland. — SPb. : Piter, 2007. — 672 s. 131
22. Лига бережливых колледжей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> vk.com/league_bk (дата обращения: 20.10.2022). Liga berezhlivy`x kolledzhej [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://" target="_blank">https://</a> vk.com/league_bk (data obrashheniya: 20.10.2022).
23. Лейбович, А. Н. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов : сб. метод. реком. / А. Н. Лейбович [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М. : Перо, 2017. — 321 с. Lejbovich, A. N. Razrabotka i primenenie ocenochn
24. Концепция и методика разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний / В. И. Блинов [и др.]. — М : АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. — 64 с. Koncepciya i metodika razrabotki ocenochny`x sredstv dlya provedeniya kvalifikacionny`x ispy`tanij / V
25. Коновалов, А. А. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / А. А. Коновалов, А. И. Лыжин // Вестн. Мининского ун-та. — 2022. — Т. 10, № 2. — doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-2 Konovalov, A. A. Kompet
26. Коновалов, А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования / А. А. Коновалов, А. А. Шаров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2022. — № 2. — С. 9–26. —
27. Кандаурова, А. В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных трудностей / А. В. Кандаурова // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. — 2019. — № 4. — С. 36–43. — doi: 10.36906/2311-4444/19-4/06 Kandaurova, A. V. Resursny`j podxod v p
28. Инструменты независимой оценки квалификации в международной практике: опыт Германии / О. Ф. Клинк [и др.] // Стандарты и качество. — 2018. — № 10. — С. 74–79. Instrumenty` nezavisimoj ocenki kvalifikacii v mezhdunarodnoj praktike: opy`t Germanii / O. F. K
29. Есенина, Е. Ю. Подходы к разработке компетентностных программ профессионального образования и обучения : обзор. техн. доклад / Е. Ю. Есенина, В. И. Блинов, А. И. Сатдыков.— М., 2019.— 56 с.— (Проект «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров

Остальные статьи