Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании
Аннотация
В статье обсуждается возможность использовать разработки Московского методологического кружка (ММК) для совершенствования образования. Авторы выделяют такой аспект сложившихся в ММК традиций методологической коммуникации, как специфическая практика постановки, уточнения и использования вопросов. В первой части статьи приводятся результаты анализа практики работы с вопросами как на семинарах ММК, так и на организационно-деятельностных играх (ОДИ). Авторы обсуждают роль вопросов в поддержании целостности методологического рассуждения, выделяют типы вопросов на семинарах и описывают ряд сложившихся приемов работы с вопросами. Практику работы с вопросами на ОДИ авторы рассматривают как дальнейшее развитие и технологизацию практики работы с вопросами на семинарах. Анализируется роль позиций (позиционных схем) и ортогональной организации пространства обсуждения в постановке и использовании вопросов. Во второй части статьи представлен ряд техник интерактивного вопрошания, опирающихся на разработки ММК и результаты их использования. На основе этого опыта авторы делают вывод, что сложившиеся в ММК практики работы с вопросами имеют большой образовательный потенциал; опираясь на этот опыт, можно разрабатывать методические приемы, методики и формы учебных ситуаций, которые могут быть использованы в массовом обучении как в вузе, так и в школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 174-191 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_174 |
Проблема и цель работы
Московский методологический кружок (ММК) был неформальным объединением интеллектуалов в СССР второй половины XX века [1; 8; 10]. Выпускники лучших московских вузов еженедельно собирались на квартире Г. П. Щедровицкого, основателя и бессменного руководителя ММК, обсуждали проблемы методологии, логики, различных гуманитарных наук и практик. Участники кружка вспоминают, что эти обсуждения научили их понимать сложные тексты, сохранять рациональность за пределами хорошо структурированных научных предметов, рефлексировать основания собственных рассуждений, ставить и решать проблемы.
Начиная с конца 60-х годов неоднократно обсуждалась возможность использовать опыт и разработки методологического кружка для совершенствования образования (как среднего, так и высшего). Можно выделить два основных направления, по которым к настоящему времени накоплен большой и многообещающий опыт такого использования: — адаптация к задачам образования практики организационно-дея
тельностных игр (ОДИ); — обучение использованию методологических схем.
При этом, на наш взгляд, незаслуженно забытой осталась еще одна особенность методологической работы — сложившаяся в семинаре практика работы с вопросами. Мы полагаем, что этот аспект заслуживает специального исследования и может быть положен в основание разработки педагогически перспективных форматов взаимодействия между студентами и преподавателями.