Дата публикации: 01.04.2024

Использование цифрового микроскопа при изучении биологических дисциплин в вузе

Аннотация

В статье рассматривается применение цифрового микроскопа при изучении биологических дисциплин в вузе. Цифровой микроскоп повышает наглядность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов и обеспечивает более эффективное усвоение учебного материала.




Применение цифровых технологий — неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Использование подобных технологий повышает наглядность, привлекательность и скорость передачи информации [3], а также способствует формированию у обучающихся цифровых навыков, необходимых любому современному специалисту. Одним из перспективных направлений цифровизации учебного процесса является использование различных цифровых инструментов: электронных учебников, сайтов для создания контрольных учебных материалов (например, LearningApps), интерактивной доски, цифрового микроскопа и т. д.

Цель данной работы — систематизировать и представить опыт использования цифрового микроскопа при изучении биологических дисциплин в вузе. Цифровой микроскоп представляет собой разновидность оптического микроскопа, который использует цифровую камеру для вывода изображения на монитор персонального компьютера с помощью специального программного обеспечения [1]. В некоторых моделях изображение также может выводиться на цветной встроенный жидкокристаллический экран [5].

В настоящее время существуют различные модели цифровых микроскопов, от небольших портативных и даже карманных до профессиональных, используемых в научной деятельности [9] (рис. 1).

Используя цифровой микроскоп на занятиях, преподаватель обладает возможностью вывода микроскопического изображения биологического объекта на монитор компьютера, а также проектирования изображения на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. В результате исследуемый биологический объект становится доступным для всей группы обучающихся. Особенно важным, с нашей точки зрения, использование цифрового микроскопа является на лабораторных занятиях по различным биологическим дисциплинам.

Список литературы

1. Габдулинова К. Г. Модели цифрового микроскопа, используемые в начальной школе на уроках окружающего мира / К. Г. Габдулинова // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика : материал
2. Калашникова Л. Н. Работа с цифровым микроскопом на уроках технологии / Л. Н. Калашникова // Современное технологическое образование : материалы II Регионал. науч.-практ. семинара «Современное технологическое образование» (Комсомольскна-Амуре, 14 декабр
3. 3. Корнилова Е. А. Интерактивная доска как инструмент мультимедийных технологий при изучении зоологии в вузе / Е. А. Корнилова, Н. Л. Лобанова // Методы и технологии обучения в вузе в условиях цифровой трансформации образования : сб. статей по материалам
4. 4. Применение современных цифровых технологий в процессе преподавания специальных дисциплин на примере использования цифрового USB-микроскопа / Н. В. Назаренко, Т. Ю. Солодилова, Н. Ф. Лаас, Л. П. Писанка // Символ науки: международный научный журнал. —
5. 5. Применение цифрового микроскопа Levenhuk DTX 700 LCD в учебном процессе / С. А. Бабина, А. А. Демина, Т. Е. Вахонина, М. С. Клейн // Россия молодая : сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Кемерово, 20–23 апреля 2021 г.)
6. 6. Рахимова К. Э. Развитие познавательного интереса обучающихся к предмету биология средствами цифрового микроскопа / К. Э. Рахимова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 23 (35). — С. 97–99. — EDN: VJYKSW
7. Семенова М. А. Возможности использования цифрового микроскопа на разных этапах уроков биологии / М. А. Семенова // Конференциум АСОУ : сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конференций. — 2016. — № 4. — С. 556–561. — EDN: ZDDIQT
8. 8. Хайбулина К. В. Применение цифрового микроскопа при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности в процессе обучения биологии / К. В. Хайбулина // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе :
9. 9. Ford B. J. Using the Digital Microscope / B. J. Ford. — Cambridge : Rothay House, 2002. — 35 p.
10. Gabdulinova K. G. The Use of a Digital Microscope for the Development of Young Schoolchildren’s Ideas about Plants, Animals and Fungi / K. G. Gabdulinova, M. A. Kovrova // Information Technologies and Learning Tools. — 2021. — Vol. 86 (6). — P. 19–29.
11. Shevchenko D. V. Development of a Compact High-resolution Digital Microscope for the Research of Micro- and Nanostructures / D. V. Shevchenko, D. S. Provodin, V. V. Davydov // St. Petersburg Polytechnic University Journal. Physics and Mathematics. — 2

Остальные статьи