Принципы профессионального коммуникативного воспитания современного поколения студентов в педагогическом вузе
Аннотация
Статья посвящена изложению принципов коммуникативного аспекта профессионального воспитания современного поколения студентов в педагогическом вузе. Автор подробно излагает социальную концепцию современного поколения студентов и выделяет отличительные признаки данной группы, демонстрирует проблемы межличностной коммуникации, негативно влияющие на профессиональную компетентность будущих педагогов. Автор раскрывает следующие принципы коммуникативного аспекта профессионального воспитания студентов педагогического университета: гуманистический, фасилитативный, принцип творческой деятельности, эстетический, принцип периодичности, принцип развития социальной активности, принцип системности, принцип демократического преобразования, систематичности и логичности, принцип интегрированного воздействия, принцип дифференциации и личностной индивидуализации вербальной и невербальной эстетизации учебного заведения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 123-132 |
УДК | 1174 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_123 |
Профессиональное воспитание как понятие возникло относительно недавно, исследователи стали обращать свое внимание на данный феномен в конце 90-х — начале 2000-х годов, поскольку накопившийся эмпирический опыт не укладывался в прежние форматы и требовал появления новой научной терминологии. Исследования таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Мальковская, В. П. Тугаринов, А. Г. Харчев и др., посвящены воспитанию молодого поколения. Исследователи Ю. П. Сокольникова, О. И. Попова, С. Н. Сивкова, Н. С. Степашов посвящали свои работы вопросу создания воспитательного пространства вуза как механизма развития личности. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза явилось предметом научного интереса Л. М. Авдеевой, Р. К. Бикмухаметова, В. Ф. Гревцева, О. П. Журавлевой, Л. А. Лариной, Ф. А. Махмудова, Н. Р. Милютиной, З. М. Халимова, Г. Б. Холодовой и др.
В нашем исследовании мы будем опираться на имеющиеся определения профессионального воспитания студентов, в частности обучающихся в педагогическом вузе, а также принимать во внимание опыт проведенных исследований. Профессиональное воспитание выражается, обобщая мнения многих исследователей, в нравственно-этическом отношении к миру и окружающей реальности, к профессии и своим профессиональным обязанностям.
Профессиональное коммуникативное воспитание студента представляет собой осознанное личностное самосовершенствование, продвижение к поставленной цели, обретение системы профессиональных ценностей, духовных потребностей, мотивов, эмоциональной сферы, выраженных посредством вербальной, невербальной и паравербальной коммуникации.
Однако, прежде чем мы перейдем к выявлению принципов, содержания и структурных компонентов профессионального коммуникативного воспитания, нам необходимо уточнить и проанализировать понятие «современное поколение студентов, обучающихся в педагогическом вузе» и доказать актуальность нашего исследования.
Прежде всего термин «поколение» требует некоторого уточнения. С этой целью мы можем обратиться к классификации В. Т. Лисовского, которая основана на разных аспектах и характеристиках поколений. «1. Совокупность людей, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения (сверстники). 2. Совокупность людей, имеющая общих предков. 3. Совокупность людей, связанных отрезком времени, равным интервалу между рождением родителей и детей 4. Совокупность людей, живущих в определенный период времени. 5. Совокупность людей, жизнь которых совпала с периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий» [6, с. 124–126].