Дата публикации: 01.04.2024

Воспитательный потенциал современной семьи в трансляции ценностей супружества, родительства, родства подрастающему поколению

Аннотация

Представлен теоретический анализ кризисных и трансформационных процессов в развитии семьи, вызвавший образование новых ее форм с изменившимися ценностными отношениями к супружеству, родительству и родству. Показаны две взаимосвязанные тенденции, одна из которых заключается в либерализации супружеских отношений, осложняющих трансляцию семейных ценностей детям по причине хрупкости и высокой вероятности их распада; конкурирование ценностей родительства со стремлением к самореализации и стремлением к профессиональным достижениям; размывание ценностей родства в нуклеарных семьях. Вторая тенденция фиксирует сохранность семейных ценностей для современной молодежи, что подтверждается эмпирическими исследованиями. Обосновано утверждение о том, что семья как основной транслятор семейных ценностей «конкурирует» с другими агентами социализации — СМИ и социальными сетями.




Введение

Сохранение, развитие и передача семейных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению, укрепляющих гражданское единство многонационального народа России, закреплены в Указе Президента РФ «Об утверждении государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей» [14]. Анализ исследований проблем современной семьи показал, что они ведутся по двум направлениям, таким как изучение кризисных явлений и тран сформационных процессов. Кризисные явления проявляются в уменьшении стремления иметь семью и детей, в увеличении числа разводов, снижении рождаемости и др.; трансформационные процессы — в распаде семьи на отдельные автономно существующие институты супружества, родительства, родства и появлении новых ее форм, построенных на сожительстве и партнерстве. Эти тенденции значительно расширили рамки семьи и требуют научного анализа ее воспитательного потенциала с точки зрения трансляции семейных ценностей подрастающему поколению, который складывается из ценностного отношения современных людей к супружеству, родительства и родству. Анализ более 50 исследований показал, что в диссертациях по философии изучались типы семей в современном обществе, предметом социологических исследований выступали особенности супружеских отношений, брачносемейные траектории одиноких матерей, социальные позиции отцов и др. Психологические исследования обращены к изучению ценностных оснований внутрисемейных отношений, особенностей ценностных ориентаций и родительских позиций. Богатый теоретический и эмпирический материал представлен в диссертационных работах по педагогике, раскрывающий различные аспекты проблемы формирования ценностного отношения к семье и родительству у школьников и студентов в учебной и внеурочной деятельности. Однако необходимо отметить, что, во-первых, большинство работ в этой области относится к первому десятилетию XXI века. Например, докторская диссертация по педагогике о воспитании будущего семьянина в России Е. И. Зритневой была защищена в 2006 году [8]. Во-вторых, не удалось обнаружить работ 3–5-летней давности, в которых в плоскость исследования была бы поставлена проблема ценностей современной семьи, транслируемых воспитывающимся в ней детям.

Это обстоятельство послужило основанием выбора темы исследования, целью которого является теоретический анализ воспитательного потенциала современной семьи в трансляции ценностей супружества, родительства и родства подрастающему поколению и эмпирическое изучение отношения к семейным ценностям у будущих педагогов.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили диссертации и научные статьи, исследующие проблемы современной семьи с философских, социологических, психологических и педагогических позиций. Исследование осуществлялось комплексом методов, адекватных поставленной цели, в числе которых теоретические методы — проблемный, сравнительно-сопоставительный, прогностический анализ; эмпирические — анкетирование будущих учителей, обучающихся в педагогическом вузе.

Список литературы

1. 11. Крапивка И. А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения (региональный аспект) : автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / И. А. Крапивка. — Краснодар, 2011. — 27 с.
2. 21. Шевченко И. О. Социальное конструирование отцовства: трансформация социальных практик в современной России : автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.0.04 / И. О. Шевченко. — Москва, 2021. — 38 с.
3. 20. Чурилова Е. В. Брачно-семейные траектории одиноких матерей в России : автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03 / Е. В. Чурилова. — Москва, 2016. — 30 с.
4. Урбанович Л. Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Урбанович. — Смоленск, 2008. — 21 с.
5. 18. Узденова Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. К. Узденова. — Карачаевск, 2006. — 28 с. — С. 14–16.
6. 17. Тоффлер Э. Шок будущего : пер. с англ. / Э. Тоффлер. — Москва : ACT, 2002. — 557 с.
7. Сунгатуллина Г. А. Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье: Опыт социального эксперимента : дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Г. А. Сунгатуллина. — Москва, 2004. — 271 с.
8. 15. Платонова А. А. Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Платонова. — Екатеринбург, 2005. — 22 с.
9. 14. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502</a> (дата обращения: 10.02.2024). — Тек
10. 13. Носкова М. В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М. В. Носкова. — Москва, 2010. — 25 с.
11. 12. Николаев Н. Н. Типы семей в современном российском обществе: социальнофилософский анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Н. Н. Николаев. — Ростов-на-Дону, 2007. — 22 с.
12. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва : Академия, 1998. — 672 с.
13. 10. Королева Ю. Г. Актуализация ценностей семьи в жизненных планах студентов колледжа : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. Г. Королева. — Великий Новгород, 2008. — 24 с.
14. 9. Игнатова О. В. Семейное воспитание как фактор развития готовности к отцовству у старшеклассников : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / О. В. Игнатова. — Москва, 2011. — 24 с.
15. 8. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. И. Зритнева. — Ставрополь, 2006. — 45 с.
16. Жданова Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н. А. Жданова. — Тамбов, 2010. — 23 с.
17. 6. Жарова Е. Н. Сравнительный анализ индивидуалистических и коллективистических ценностных ориентаций как социально-психологических характеристик молодежи (на примере урбанизированной и неурбанизированной среды) : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.0
18. Егорова Н. Ю. Супружество в современной России: особенности функционирования : автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 / Н. Ю. Егорова. — Нижний Новгород, 2020. — 42 с.
19. Дудина С. Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / С. Ю. Дудина. — Кострома, 2013. — 26 с.
20. 3. Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье в условиях трансформации: тенденции, факторы, детерминанты : автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 / И. Ф. Дементьева. — Москва, 2006. — 50 с.
21. 2. Григорьева С. И. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы студентов-психологов с их включенностью в родительскую семью : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / С. И. Григорьева. — Москва, 2011. — 27 с.

Остальные статьи