Воспитательный потенциал современной семьи в трансляции ценностей супружества, родительства, родства подрастающему поколению
Аннотация
Представлен теоретический анализ кризисных и трансформационных процессов в развитии семьи, вызвавший образование новых ее форм с изменившимися ценностными отношениями к супружеству, родительству и родству. Показаны две взаимосвязанные тенденции, одна из которых заключается в либерализации супружеских отношений, осложняющих трансляцию семейных ценностей детям по причине хрупкости и высокой вероятности их распада; конкурирование ценностей родительства со стремлением к самореализации и стремлением к профессиональным достижениям; размывание ценностей родства в нуклеарных семьях. Вторая тенденция фиксирует сохранность семейных ценностей для современной молодежи, что подтверждается эмпирическими исследованиями. Обосновано утверждение о том, что семья как основной транслятор семейных ценностей «конкурирует» с другими агентами социализации — СМИ и социальными сетями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 108-122 |
УДК | 376.6 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_108 |
Введение
Сохранение, развитие и передача семейных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению, укрепляющих гражданское единство многонационального народа России, закреплены в Указе Президента РФ «Об утверждении государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей» [14]. Анализ исследований проблем современной семьи показал, что они ведутся по двум направлениям, таким как изучение кризисных явлений и тран сформационных процессов. Кризисные явления проявляются в уменьшении стремления иметь семью и детей, в увеличении числа разводов, снижении рождаемости и др.; трансформационные процессы — в распаде семьи на отдельные автономно существующие институты супружества, родительства, родства и появлении новых ее форм, построенных на сожительстве и партнерстве. Эти тенденции значительно расширили рамки семьи и требуют научного анализа ее воспитательного потенциала с точки зрения трансляции семейных ценностей подрастающему поколению, который складывается из ценностного отношения современных людей к супружеству, родительства и родству. Анализ более 50 исследований показал, что в диссертациях по философии изучались типы семей в современном обществе, предметом социологических исследований выступали особенности супружеских отношений, брачносемейные траектории одиноких матерей, социальные позиции отцов и др. Психологические исследования обращены к изучению ценностных оснований внутрисемейных отношений, особенностей ценностных ориентаций и родительских позиций. Богатый теоретический и эмпирический материал представлен в диссертационных работах по педагогике, раскрывающий различные аспекты проблемы формирования ценностного отношения к семье и родительству у школьников и студентов в учебной и внеурочной деятельности. Однако необходимо отметить, что, во-первых, большинство работ в этой области относится к первому десятилетию XXI века. Например, докторская диссертация по педагогике о воспитании будущего семьянина в России Е. И. Зритневой была защищена в 2006 году [8]. Во-вторых, не удалось обнаружить работ 3–5-летней давности, в которых в плоскость исследования была бы поставлена проблема ценностей современной семьи, транслируемых воспитывающимся в ней детям.
Это обстоятельство послужило основанием выбора темы исследования, целью которого является теоретический анализ воспитательного потенциала современной семьи в трансляции ценностей супружества, родительства и родства подрастающему поколению и эмпирическое изучение отношения к семейным ценностям у будущих педагогов.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили диссертации и научные статьи, исследующие проблемы современной семьи с философских, социологических, психологических и педагогических позиций. Исследование осуществлялось комплексом методов, адекватных поставленной цели, в числе которых теоретические методы — проблемный, сравнительно-сопоставительный, прогностический анализ; эмпирические — анкетирование будущих учителей, обучающихся в педагогическом вузе.