Дата публикации: 01.04.2024

Этические основания воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии

Аннотация

Статья посвящена изучению этических оснований воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Актуальность статьи состоит в поиске философских и культурологических идей, которые составляют методологический фундамент педагогической концепции воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Проанализированы научные взгляды на сущность и структуру современной воинской деятельности, ее профессионально-этические характеристики. Значительное внимание уделяется проблеме насилия. Дано определение понятия «этические основания воспитания военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации». Представлена авторская концепция этических оснований воспитания военнослужащих и сотрудников Росгвардии.




Введение в проблему

Современный этап развития войск национальной гвардии Российской Федерации [10] ставит на повестку дня вопрос о необходимости анализа глубинных оснований становления самобытной и уникальной школы воспитания военнослужащих воинских частей (подразделений) и сотрудников территориальных органов.

Одним из таких глубинных оснований выступают этические идеи, связанные с добром, свободой, справедливостью, долгом, честью, ответственностью, мужеством и другими добродетелями [14]. Военнослужащим и сотрудникам не всегда бывает просто и легко сориентироваться в этих фактах, оценить их значимость и пользу. Тогда на помощь приходят нормы профессиональной этики. Этим подчеркивается актуальность тщательного анализа этических идей [3].

Военнослужащие и сотрудники Росгвардии своей деятельностью реализуют усилия государства в области достижения безопасности. Их действия должны соответствовать нормам морали [13]. Механизм обеспечения соответствия поведения военнослужащих и сотрудников Росгвардии нормам морали заключен прежде всего в системе воспитания военнослужащих и сотрудников [7]. Проектирование перспективной прогностической модели воспитания военнослужащих и сотрудников невозможно без разработки этического пласта теоретико-методологических оснований, составляющего ядро мировоззренческой позиции руководителей воинских частей (соединений) и территориальных органов, отвечающих за организацию системы воспитания в подчиненных подразделениях [8, с. 187–254]. Именно поэтому целью подготовки статьи является раскрытие этического пласта теоретико-методологических оснований организации воспитательного процесса в воинских частях (подразделениях) и территориальных органах войск национальной гвардии Российской Федерации.

Результаты

Список литературы

1. Алёхин И. А. Гуманизм и товарищество — духовный потенциал военной интеллигенции России нового времени / И. А. Алёхин, Е. Г. Гужва / Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 3 (59). — С. 36–41.
2. 2. Алёхин И. А. Консолидация общенациональной идеи в духовно-нравственном воспитании российских офицеров / И. А. Алёхин, В. И. Марченков / Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 4 (48). — С. 29–36.
3. 3. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90–100. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — СанктПетербург : Питер, 2001. — 288 с. — Текст: непосредственный.
5. 5. Бахтин М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия, социальные науки и техника: Ежегодник (1984–1985). — Москва : Наука, 1986. — С. 80–160. — Текст: непосредственный.
6. 6. Вааль, Франс де. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов / Ф. де Вааль. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2014. — 384 с. — Текст : непосредственный.
7. 7. Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. И. Вдовюк ; Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. — Москва, 1983. — 528 с. — Текст : н
8. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2024. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
9. 9. Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — Москва : Мир, 1993. — 317 с. — Текст: непосредственный.
10. 10. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Российская газета. — 2016. — 6 июля. — Текст : непосредственный.
11. 11. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня / С. Пинкер. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. — 608 с. — Текст : непосредственный.
12. 12. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. А. Сорокин. — Москва : Астрель, 2006. — 618 с. — Текст : непосредственный.
13. 13. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании : собр. соч. : в 10 т. / К. Д. Ушинский — Москва : АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 455 с. — Текст : непосредственный.
14. 14. Федорова Д. А. Этика и мораль : основные принципы и способы их применения в жизни / Д. А. Федорова // Современная экономика и право : опыт теоретического и эмпирического анализа : сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 22 мая 2023
15. Чукин С. Г. Профессиональная этика и служебный этикет военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : учеб. пособие / С. Г. Чукин, А. П. Шарухин. — Санкт-Петербург : СПВИ ВНГ РФ, 2018. — 324 с. — Текст: непосредственный.
16. 16. Шарухин А. П. Система воспитания военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации / А. П. Шарухин // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 3 (91). — С. 128–138. — DOI: 10.51944/ 20738536_2023_3_12

Остальные статьи