Развитие идентичности гимназиста на основе проектирования детско-взрослого сообщества в событийной среде
Аннотация
Развитие личности подростков с повышенными познавательными потребностями в университетских школах-интернатах имеет свою специфику. Становление гимназической идентичности происходит через присвоение социальных ролей, норм, формирование отношений, что определяет появление целостности целей, мотивов, жизненных смыслов и самосознания личности. Условием становления идентичности является то, в какие сообщества, виды деятельности, культурные практики включается подросток. Событийная среда является инструментом становления личностной и социальной идентичности в образовательной детско-взрослой общности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 102-115 |
УДК | 37(373) |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_102 |
Сопричастность социальной группе является одним из мощных механизмов самоидентификации и взросления. Образование включает в себя не только задачи интеллектуального развития, формирования инструментов познания, но и задачи воспитания — становления продуктивной самостоятельной личности через самоопределение в обществе, культуре, через развитие личностных качеств и приращение социального опыта в процессе освоения ценностей, ролей, различных видов деятельности.
Гимназическое образование ориентировано на интенсивное развитие интеллектуально-познавательных сил подростков и молодых людей. Актуальными являются также становление личности и развитие социальных качеств, которые указывают на зрелость личности и дают культурные инструменты социализации.
Исследование особенностей личностного развития интеллектуально одаренных подростков выявляет особенности «Я-концепции» и характера самоотношения. У интеллектуально одаренных подростков высокие показатели самоуважения, самопонимания, однако и более высокие показатели самообвинения [11]. В данной группе подростков преобладает конфликтный характер самоотношения, «Я-концепция» у них более противоречивая, но и более дифференцированная, содержательные характеристики преобладают над формальными. На этом фоне становится актуальной задача формирования позитивного самоотношения подростка с интеллектуальной одаренностью, которое может строиться на социально значимых ролевых моделях и образцах, дающих позитивные примеры самоотношения, формирующих социальную идентичность, поддерживающих позитивное решение внутренних конфликтов.
Особенности социальной адаптации одаренных детей в условиях пансионного или интернатного проживания определяются разными исследователями. К таким условиям можно отнести (см.: [13, с. 70–72]): 1) проживание гимназистов отдельно от семьи; 2) обучение и распорядок занятий, строго подчиненные регламентированным планам; 3) выстраивание обучающимися межличностных отношений в новойгруппе сверстников с преодолением сравнения и конкуренции, в том числе и с гимназистами других классов и педагогами. Исследование характерологических особенностей и социально-психологической адаптации одаренных подростков Специализированного учебно-научного центра МГУ имени М. В. Ломоносова (СУНЦ МГУ), проведенное на выборке из 110 учащихся 10-х и 11-х классов, показало, что только 38 % обучающихся хорошо адаптировались к образовательной среде, 37 % имеют риск социальной дезадаптации, а 25 % участвовавших в исследовании дезадаптированы [5]. В данном случае дезадаптация одаренных подростков выражалась в повышенной тревожности, чувстве неуверенности в себе, проблемах личностного развития, наличии вегетативных жалоб, жалоб на психотравмирующие ситуации.
В 2021/22 учебном году в Университетской гимназии (школе-интернате) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проводились исследования социально-психологического благополучия гимназистов по различным направлениям жизнедеятельности. В целом гимназисты и родители выделяют учебное направление как приоритетное в гимназии и высоко оценивают качество обучения. Большую роль в учебных успехах отводят преподавателям и тьюторам, которые помогают в учебных вопросах, вопросах организации учебной деятельности. Установление хороших отношений с преподавателями и воспитателями позволяет гимназистам поддерживать эмоциональное благополучие. Введенный карантин и дистанционное обучение были достаточно сложными для гимназистов из-за необходимости организации своей учебы при удаленной работе и ограничений в передвижении при карантине.