Дата публикации: 01.10.2022

Развитие идентичности гимназиста на основе проектирования детско-взрослого сообщества в событийной среде

Аннотация

Развитие личности подростков с повышенными познавательными потребностями в университетских школах-интернатах имеет свою специфику. Становление гимназической идентичности происходит через присвоение социальных ролей, норм, формирование отношений, что определяет появление целостности целей, мотивов, жизненных смыслов и самосознания личности. Условием становления идентичности является то, в какие сообщества, виды деятельности, культурные практики включается подросток. Событийная среда является инструментом становления личностной и социальной идентичности в образовательной детско-взрослой общности.




Сопричастность социальной группе является одним из мощных механизмов самоидентификации и взросления. Образование включает в себя не только задачи интеллектуального развития, формирования инструментов познания, но и задачи воспитания — становления продуктивной самостоятельной личности через самоопределение в обществе, культуре, через развитие личностных качеств и приращение социального опыта в процессе освоения ценностей, ролей, различных видов деятельности. 

Гимназическое образование ориентировано на интенсивное развитие интеллектуально-познавательных сил подростков и молодых людей. Актуальными являются также становление личности и развитие социальных качеств, которые указывают на зрелость личности и дают культурные инструменты социализации.

Исследование особенностей личностного развития интеллектуально одаренных подростков выявляет особенности «Я-концепции» и характера самоотношения. У интеллектуально одаренных подростков высокие показатели самоуважения, самопонимания, однако и более высокие показатели самообвинения [11]. В данной группе подростков преобладает конфликтный характер самоотношения, «Я-концепция» у них более противоречивая, но и более дифференцированная, содержательные характеристики преобладают над формальными. На этом фоне становится актуальной задача формирования позитивного самоотношения подростка с интеллектуальной одаренностью, которое может строиться на социально значимых ролевых моделях и образцах, дающих позитивные примеры самоотношения, формирующих социальную идентичность, поддерживающих позитивное решение внутренних конфликтов.

Особенности социальной адаптации одаренных детей в условиях пансионного или интернатного проживания определяются разными исследователями. К таким условиям можно отнести (см.: [13, с. 70–72]): 1) проживание гимназистов отдельно от семьи; 2) обучение и распорядок занятий, строго подчиненные регламентированным планам; 3) выстраивание обучающимися межличностных отношений в новойгруппе сверстников с преодолением сравнения и конкуренции, в том числе и с гимназистами других классов и педагогами. Исследование характерологических особенностей и социально-психологической адаптации одаренных подростков Специализированного учебно-научного центра МГУ имени М. В. Ломоносова (СУНЦ МГУ), проведенное на выборке из 110 учащихся 10-х и 11-х классов, показало, что только 38 % обучающихся хорошо адаптировались к образовательной среде, 37 % имеют риск социальной дезадаптации, а 25 % участвовавших в исследовании дезадаптированы [5]. В данном случае дезадаптация одаренных подростков выражалась в повышенной тревожности, чувстве неуверенности в себе, проблемах личностного развития, наличии вегетативных жалоб, жалоб на психотравмирующие ситуации.

В 2021/22 учебном году в Университетской гимназии (школе-интернате) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проводились исследования социально-психологического благополучия гимназистов по различным направлениям жизнедеятельности. В целом гимназисты и родители выделяют учебное направление как приоритетное в гимназии и высоко оценивают качество обучения. Большую роль в учебных успехах отводят преподавателям и тьюторам, которые помогают в учебных вопросах, вопросах организации учебной деятельности. Установление хороших отношений с преподавателями и воспитателями позволяет гимназистам поддерживать эмоциональное благополучие. Введенный карантин и дистанционное обучение были достаточно сложными для гимназистов из-за необходимости организации своей учебы при удаленной работе и ограничений в передвижении при карантине.

Список литературы

1. Портянская, Л. Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Л. Портянская. — М., 1996. Portyanskaya, L. L. Proektirovanie uslovij razvitiya variativnoj obrazo
2. Ясвин, В. А. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся / В. А. Ясвин, С. Н. Рыбинская // Изв. Саратов. ун-та. — 2015. — № 2. — С. 68–72. Yasvin, V. A. Vliyanie xarakteristik shkol`noj sredy` na uchebny`e dostizheniya uchashhixsya
3. Щербинина, О. С. Проблема социального развития одаренных детей [Электронный ресурс] / О. С. Щербинина // Вестн. КГУ. — 2013. — № 5. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnogo-razvitiya-odarennyh-detey" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnogo-razvitiya-odarennyh-detey</a> (дата обращения: 08.12.20
4. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи : кол. монография / под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. — М. : МПГУ, 2019. — 298 с. Sociokul`turny`e i psixologo-pedagogicheskie problemy` socializacii molodezhi : kol. monogra
5. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к диагностике образовательных результатов в системе научно-практического образования / В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович // Пед. образование и наука. — 2020. — № 5. — С. 107–117. Slobodchikov, V. I. Antropologi
6. Савинцева, Н. А. Адаптация одаренных детей к условиям школы-интерната [Электронный ресурс] / Н. А. Савинцева, Л. В. Курочкина // Актуальные исследования. — 2020. — № 2. — С. 70–72. — Режим доступа: <a href="https://apni.ru/article/299-adaptatsiyaodarennikh-detej-k" target="_blank">https://apni.ru/article/299-adaptatsiyaodarennikh-detej-k</a>
7. Рябцев, В. К. Разработка культурно-образовательного проекта как технология развития детско-взрослой событийной образовательной общности (методические рекомендации) [Электронный ресурс] / В. К. Рябцев, В. В. Ряшина // Профилактика зависимостей. — 2015. — №
8. Рысева, А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков [Электронный ресурс] / А. А. Рысева // Изв. РГПУ им.А. И. Герцена. — 2007. — № 43–2. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-lichnosti-ieg" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/samosoznanie-lichnosti-ieg</a>
9. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. — М., 2002. 115 Rubczov, V. V. Proektirovanie razvivayushhej obrazovatel`noj sredy` shkoly` / V. V. Rubczov, T. G. Ivoshina. — M., 2002.
10. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи / С. М. Зверев [и др.] ; под ред. В. К. Рябцева. — М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. — 510 с. 114 Antropologicheskij podxod v razvitii vospitaniya i socializacii detej i molodezhi
11. Остапенко, А. А. Как обеспечить полноту воспитания подростка / А. А. Остапенко. — М. : НИИ шк. технологий, 2019. Ostapenko, A. A. Kak obespechit` polnotu vospitaniya podrostka / A. A. Ostapenko. — M. : NII shk. texnologij, 2019.
12. Национальная доктрина образования Российской Федерации : проект / В. И. Слободчиков [и др.] ; под ред. В. И. Слободчикова. — Екатеринбург, 2018. Nacional`naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii : proekt / V. I. Slobodchikov [i dr.] ; pod red. V. I
13. Москвина, Е. В. Коррекционно-развивающая среда специального учебно-воспитательного учреждения как условие ресоциализации подростков делинквентного поведения / Е. В. Москвина, Д. Д. Миронов // Пед. образование в России. — 2016. — № 3. — С. 76–81. Moskvina,
14. Кузнецова, И. В. Исследование характерологических особенностей и социально-психологическая адаптация одаренных подростков СУНЦ МГУ / И. В. Кузнецова // Совр. психология: теория и практика : матер XVII Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2015. — С. 59–66. K
15. Исаев, Е. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах : учеб. пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков ; Православный Свято-Тихоновский гуманит. ун-т. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. — (Основы психологической антроп
16. Громыко, Ю. В. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего / Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис // Культ.-ист. психология. — 2020. — Т. 16, № 1. — С. 57–67. Gromy`ko, Yu. V.
17. Бедерханова, В. П. Со-бытийность в воспитании как метод «педагогики проживания» / В. П. Бедерханова, И. Ю. Шустова // Сибир. пед. журн. — 2020. — № 3. — С. 28–37. Bederxanova, V. P. So-by`tijnost` v vospitanii kak metod «pedagogiki prozhivaniya» / V. P. B

Остальные статьи