Дата публикации: 01.04.2024

Имплицитное творчество педагога высшей школы (уровни первый- второй)

Аннотация

В статье рассматривается имплицитный уровень творчества педагога высшей школы. Это невидимый физическим зрением уровень, который определяет эксплицитный, то есть видимый. Непонимание проблем этого уровня серьезно нарушает современный педагогический процесс. В статье представлены первые два уровня.




Введение

Одним из основных показателей социально-профессиональной значимости человека является его способность к творчеству. Как личностный феномен творчество является универсальной характеристикой человека, источником его саморазвития и универсальной функцией, которая ведет ко всем формам самовыражения и самофункционирования в среде обитания. «Только в творении, — отмечал Гегель, — полагаются и оказываются положительными утвердительные существования, причем не только как абстрактные, лишь существующие, но также как имеющие содержание» [2, с. 74]. Педагогический труд творческий априори, потому что это сотворение человека социального — самый ответственный и сложный вид творения.

Немало написано о творчестве, и педагогическом в том числе. Но творчество как волшебный сосуд: чем больше извлекаешь и познаешь его содержимое, тем больше вопросов возникает, а тайны в глубине сосуда не иссякают. А если решишь познать творчество педагогическое, то споткнешься на первом же вопросе, оказавшемся «стражем великой тайны». И все же отступать нельзя. Знание начинается с познания. Путь познания тернист и долог — ни конца у него, ни начала, но ответы на вопросы найти сможет только ступивший на него.

Творчество в педагогике начинается с первого взгляда на нее и, конечно, на педагога. Но творческий процесс в основе своей имплицитный (от лат. implicite — «скрытый») [1, c. 275], исследуется же зачастую эксплицитный (от лат. explicitus — «удобный») [1, с. 814]. Эксплицитный процесс ярко выражен, во многом познаваем и одинаков у всех. Имплицитный всегда индивидуален и неявен, с ним непросто познакомиться. С процессом педагогического творчества познакомиться сложно невероятно, поскольку он полифоничен. Однако, при всей имплицитности и полифонии, некоторые признаки, различимые при углубленном рассмотрении, присутствуют.

Проявляется полифония имплицитного творчества педагога в отношении учеников, коллег, себя и многого другого, касающегося педагогической деятельности. Но главное — педагог созидает человека! Делает он это с помощью знания. Знания есть суть и вещество для сотворения человека. С них начнем знакомство с имплицитным педагогическим творчеством.

Список литературы

1. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов: более 25 тысяч слов и словосочетаний / А. Н. Булыко. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Мартин, 2005. — 848 с. — Текст: непосредственный.
2. 2. Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. Т. 2 / общ. ред. А. В. Гулыги ; пер. с нем. П. П. Гайденко и др. — Москва : Мысль, 1977. — 573 с.
3. 3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематизированный курс : учебник для вузов / В. А. Канке. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — Москва : Логос, 2002. —344 с.
4. 4. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — 800 с.
5. 5. Таранов П. С. Секреты поведения людей. Опыт всемирной энциклопедии жизни людей в законах и примерах / П. С. Таранов. — Симферополь : Таврия, 1995. — 544 с.

Остальные статьи