Имплицитное творчество педагога высшей школы (уровни первый- второй)
Аннотация
В статье рассматривается имплицитный уровень творчества педагога высшей школы. Это невидимый физическим зрением уровень, который определяет эксплицитный, то есть видимый. Непонимание проблем этого уровня серьезно нарушает современный педагогический процесс. В статье представлены первые два уровня.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 80-90 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_80 |
Введение
Одним из основных показателей социально-профессиональной значимости человека является его способность к творчеству. Как личностный феномен творчество является универсальной характеристикой человека, источником его саморазвития и универсальной функцией, которая ведет ко всем формам самовыражения и самофункционирования в среде обитания. «Только в творении, — отмечал Гегель, — полагаются и оказываются положительными утвердительные существования, причем не только как абстрактные, лишь существующие, но также как имеющие содержание» [2, с. 74]. Педагогический труд творческий априори, потому что это сотворение человека социального — самый ответственный и сложный вид творения.
Немало написано о творчестве, и педагогическом в том числе. Но творчество как волшебный сосуд: чем больше извлекаешь и познаешь его содержимое, тем больше вопросов возникает, а тайны в глубине сосуда не иссякают. А если решишь познать творчество педагогическое, то споткнешься на первом же вопросе, оказавшемся «стражем великой тайны». И все же отступать нельзя. Знание начинается с познания. Путь познания тернист и долог — ни конца у него, ни начала, но ответы на вопросы найти сможет только ступивший на него.
Творчество в педагогике начинается с первого взгляда на нее и, конечно, на педагога. Но творческий процесс в основе своей имплицитный (от лат. implicite — «скрытый») [1, c. 275], исследуется же зачастую эксплицитный (от лат. explicitus — «удобный») [1, с. 814]. Эксплицитный процесс ярко выражен, во многом познаваем и одинаков у всех. Имплицитный всегда индивидуален и неявен, с ним непросто познакомиться. С процессом педагогического творчества познакомиться сложно невероятно, поскольку он полифоничен. Однако, при всей имплицитности и полифонии, некоторые признаки, различимые при углубленном рассмотрении, присутствуют.
Проявляется полифония имплицитного творчества педагога в отношении учеников, коллег, себя и многого другого, касающегося педагогической деятельности. Но главное — педагог созидает человека! Делает он это с помощью знания. Знания есть суть и вещество для сотворения человека. С них начнем знакомство с имплицитным педагогическим творчеством.