Структурные компоненты развития технологической компетентности на основе систематического подхода (на примере науки о взаимодействии излучения с веществом)
Аннотация
В статье рассматривается совокупность мер, обеспечивающих успешное формирование технологической компетентности у студентов. На примере приобретения опыта взаимодействия излучения и вещества раскрываются фундаментальные аспекты формирования технологических навыков. Это включает в себя теоретическое и практическое образование, научные исследования и применение знаний в реальных проектах. Компетентностный подход является основой определения путей и условий повышения эффективности формирования технологической компетентности студентов, а также оптимального решения выпускниками профессиональных задач с использованием различных технологий. Учитывая современные подходы к совершенствованию процесса формирования у студентов технических навыков в области исследований взаимодействия излучения и вещества, статья закладывает основы для дальнейших разработок в этой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 59-66 |
УДК | 378.14.015.62 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_59 |
Цель статьи состоит в том, чтобы изучить структурные элементы, лежащие в основе создания технологических знаний, с помощью системного подхода. В исследовании анализируются современные методы обучения, направленные на развитие технических навыков у студентов вузов. Определены ключевые аспекты, которые необходимы студентам для эффективного овладения принципами и инструментами технической компетентности. Техническую компетентность предлагается формировать на основе системного подхода, который включает планирование, реализацию и оценку образовательных программ.
Введение
Производственное оборудование и машины, от которых исходит вредное для человека тепловое излучение, присутствуют практически во всех отраслях национальной экономики. В последнее время потенциальные риски, связанные с радиоактивным излучением, уже проявились в радиотехнике, медицине, ядерной физике, информационных технологиях и других областях. При этом неправильная эксплуатация названных машин приводит к различным заболеваниям у людей. Кроме того, имеющееся оборудование и приборы, используемые в промышленности, например радиоактивный дождь в медицине, не обеспечивают полной защиты человека даже при соблюдении всех мер предосторожности.
Опыт показывает, что наибольшую опасность для человека представляет радиация, которая состоит в распространении энергии в виде частиц или волн. В нашем случае мы имеем в виду именно ионизирующее излучение, а не радиацию в целом. Ионизирующее излучение обладает способностью проникать сквозь вещество, передавать ему свою энергию и разрушать химические связи между молекулами. Следовательно, в результате этого процесса образуются ионы и другие химически активные вещества [4].
Избежать ионизирующего влияния радиации специалисту позволяет его техническая компетентность, которая представляет собой совокупность знаний о методах, формах и средствах работы, а также навыки и опыт в использовании технологий для решения различных профессиональных задач. Технологическая компетентность является важнейшим элементом социальных и профессиональных навыков, которые выпускники высших учебных заведений приобретают в ходе специализированного обучения. Она включает в себя способность решать профессиональные задачи с использованием различных технологий, а также такие личные качества, как осторожность и ответственность [2, с. 25–32].