Дата публикации: 01.04.2024

Структурные компоненты развития технологической компетентности на основе систематического подхода (на примере науки о взаимодействии излучения с веществом)

Аннотация

В статье рассматривается совокупность мер, обеспечивающих успешное формирование технологической компетентности у студентов. На примере приобретения опыта взаимодействия излучения и вещества раскрываются фундаментальные аспекты формирования технологических навыков. Это включает в себя теоретическое и практическое образование, научные исследования и применение знаний в реальных проектах. Компетентностный подход является основой определения путей и условий повышения эффективности формирования технологической компетентности студентов, а также оптимального решения выпускниками профессиональных задач с использованием различных технологий. Учитывая современные подходы к совершенствованию процесса формирования у студентов технических навыков в области исследований взаимодействия излучения и вещества, статья закладывает основы для дальнейших разработок в этой сфере.




Цель статьи состоит в том, чтобы изучить структурные элементы, лежащие в основе создания технологических знаний, с помощью системного подхода. В исследовании анализируются современные методы обучения, направленные на развитие технических навыков у студентов вузов. Определены ключевые аспекты, которые необходимы студентам для эффективного овладения принципами и инструментами технической компетентности. Техническую компетентность предлагается формировать на основе системного подхода, который включает планирование, реализацию и оценку образовательных программ.

Введение

Производственное оборудование и машины, от которых исходит вредное для человека тепловое излучение, присутствуют практически во всех отраслях национальной экономики. В последнее время потенциальные риски, связанные с радиоактивным излучением, уже проявились в радиотехнике, медицине, ядерной физике, информационных технологиях и других областях. При этом неправильная эксплуатация названных машин приводит к различным заболеваниям у людей. Кроме того, имеющееся оборудование и приборы, используемые в промышленности, например радиоактивный дождь в медицине, не обеспечивают полной защиты человека даже при соблюдении всех мер предосторожности.

Опыт показывает, что наибольшую опасность для человека представляет радиация, которая состоит в распространении энергии в виде частиц или волн. В нашем случае мы имеем в виду именно ионизирующее излучение, а не радиацию в целом. Ионизирующее излучение обладает способностью проникать сквозь вещество, передавать ему свою энергию и разрушать химические связи между молекулами. Следовательно, в результате этого процесса образуются ионы и другие химически активные вещества [4].

Избежать ионизирующего влияния радиации специалисту позволяет его техническая компетентность, которая представляет собой совокупность знаний о методах, формах и средствах работы, а также навыки и опыт в использовании технологий для решения различных профессиональных задач. Технологическая компетентность является важнейшим элементом социальных и профессиональных навыков, которые выпускники высших учебных заведений приобретают в ходе специализированного обучения. Она включает в себя способность решать профессиональные задачи с использованием различных технологий, а также такие личные качества, как осторожность и ответственность [2, с. 25–32].

Список литературы

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев ; Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр РАО. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 215 с.; 20 см.; ISBN 5-88081-013-5
2. 2. Аскаров И. Б. Основные подходы и принципы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к исследовательской деятельности / И. Б. Аскаров // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2017. — № 2–6. — С. 25–32.
3. 3. Аскаров И. Б. Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения / И. Б. Аскаров // В сб. : Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва, 2016. — С. 39–42.
4. 4. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. — Москва : Академия, 2004. — 192 с.
5. 5. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. — Казань : Изд. Казан. ун-та, 1989. — 205 с.
6. 6. Симонов В. M. Задачная технология естественнонаучной подготовки учащихся : учеб. пособие / В. М. Симонов. — Волгоград : Перемена, 2003. — 101 с.
7. Шарипов Ш. С. Педагогические условия формирования изобразительского творчества студентов (на примере факультетов труда и профессионального образования) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ш. С. Шарипов. — Ташкент, 2000. — 140 с.

Остальные статьи