Дата публикации: 01.04.2024

Ранние дезадаптивные схемы как корреляты переживаний нормативных кризисов взрослости

Аннотация

В статье рассматриваются проявления кризисов взрослости у мужчин и женщин. Изучается потенциальная корреляция ранних дезадаптивных схем и протекания нормативного кризиса взрослости.




Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска конструктов, объясняющих, каким образом обеспечивается гармоничное существование человека в меняющемся мире, что впрямую относится к влиянию раннего опыта на ситуации кризисных переживаний взрослости. Кроме этого, недостаточно изучена проблема взаимосвязи особенностей переживания кризисов взрослости и ранних дезадаптивных схем человека.

Понятие и классификацию ранних дезадаптивных схем и схема-терапию, в частности, разработал американский психотерапевт Дж. Янг, основываясь на теориях А. Бека, Э. Берна, Ф. Перлза, Дж. Боулби. Обращение к детскому опыту как к фактору, влияющему на прохождение стрессов в периоде взрослости, освещалось в работах таких классических ученых, как З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн, Дж. Боулби, Л. С. Выготский, Д. Левинсон, Ш. Бюлер, Д. Б. Эльконин, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон и др.

Результатом усилий Дж. Янга стала разработка принципов интегративной психотерапии. Основными теоретическими концепциями этого направления стали так называемые ранние дезадаптивные схемы (или просто схемы), стили совладания (также копинг-стили), режимы и базовые эмоциональные потребности [13].

Схемная терапия использует изученные в рамках теории привязанности закономерности формирования механизма привязанности, базового доверия или недоверия к миру и как следствия — появления и закрепления у человека ранних дезадаптивных схем, которые и являются предметом работы в рамках схемной терапии.

В современной психологии принято выделять два класса кризисов: нормативные и ненормативные. Нормативные — это кризисы развития, которые происходят на переходных периодах жизни развития человека. Изменения, которые происходят в жизни человека, зависят от того, какие жизненные установки и цели постановлены человеком, каков его индивидуальный опыт, каковы его представления о возрастных нормах.

Список литературы

1. 14. Erikson E. H. Identify. Youth and crisis / E. H. Erikson. — New York, 1968. — 336 p. 15. Gould R. L. Transformations, growth and change in adult life / R. L. Gould. — New York, 1978. — 388 p.
2. Yang D. Skhema-terapiya. Prakticheskoe rukovodstvo / D. Yang, D. Klosko, M. Vaiskhaar. — Sankt-Peterburg : Dialektika, 2020. — 464 s.
3. 13. Янг Д. Схема-терапия. Практическое руководство / Д. Янг, Д. Клоско, М. Вайсхаар. — Санкт-Петербург : Диалектика, 2020. — 464 с.
4. Shikhi G. Vozrastnye krizisy / G. Shikhi. — Sankt-Peterburg : Yuventa, 1999. — 435 s.
5. 12. Шихи Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. — Санкт-Петербург : Ювента, 1999. — 435 с.
6. Slobodchikov V. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub”ektivnoi real’nosti v ontogeneze : ucheb. posobie / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. — Moskva : Izd-vo PSTGU, 2013. — 395 s.
7. 11. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 395 с.
8. Psikhologiya razvitiya / pod red. A. K. Bolotovoi i O. N. Molchanovoi. — Moskva : CheRo, 2005. — 524 s.
9. 10. Психология развития / под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — Москва : ЧеРо, 2005. — 524 с.
10. Osukhova N. G. Psikhologicheskaya pomoshch’ v trudnykh i ekstremal’nykh situatsiyakh : ucheb. posobie / N. G. Osukhova. — 5-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Akademiya, 2012. — 319.
11. 9. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие / Н. Г. Осухова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Академия, 2012. — 319.
12. Morgun V. F. Problema periodizatsii razvitiya lichnosti v psikhologii : ucheb. posobie / V. F. Morgun, N. Yu. Tkacheva. — Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. — 81 s.
13. 8. Моргун В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии : учеб. пособие / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 81 с.
14. Luchsheva L. M. Psikhologicheskie osobennosti pozhilogo vozrasta / L. M. Luchsheva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 66–2. — S. 323–326.
15. 7. Лучшева Л. М. Психологические особенности пожилого возраста / Л. М. Лучшева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. — С. 323–326.
16. Livekhud B. Krizisy zhizni — shansy zhizni. Razvitie cheloveka mezhdu detstvom i starost’yu / B. Livekhud. — Kaluga, 1994. — 217 s.
17. 6. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. — Калуга, 1994. — 217 с.
18. Zeer E. F. Osnovy professiologii : ucheb. posobie / E. F. Zeer, E. E. Symanyuk, M. V. Zinnatova. — Moskva : Infra-M, 2022. — 205 s.
19. 5. Зеер Э. Ф. Основы профессиологии : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, М. В. Зиннатова. — Москва : Инфра-М, 2022. — 205 с.
20. Ganzen V. A. K sistemnomu opisaniyu ontogeneza cheloveka / V. A. Ganzen, L. A. Golovei // Psikhologiya razvitiya : khrestomatiya / red. E. Stroganova. — Sankt-Peterburg : Piter, 2001. — S. 81–97.
21. 4. Ганзен В. А. К системному описанию онтогенеза человека / В. А. Ганзен, Л. А. Головей // Психология развития : хрестоматия / ред. Е. Строганова. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — С. 81–97.
22. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya rebenka / L. S. Vygotskii. — Moskva : Smysl ; Eksmo, 2005. — 512 s. — (Biblioteka vsemirnoi psikhologii).
23. 3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл ; Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).
24. Bocharov V. V. Antropologiya vozrasta : ucheb. posobie / V. V. Bocharov. — SanktPeterburg : Izd-vo SPbGU, 2001. — 192 s.
25. 2. Бочаров В. В. Антропология возраста : учеб. пособие / В. В. Бочаров. — СанктПетербург : Изд-во СПбГУ, 2001. — 192 с.
26. Blonskii P. P. Psikhologiya i pedagogika. Izbrannye trudy / P. P. Blonskii. — 2-e izd., ster. — Moskva : Yurait, 2024. — 184 s. — (Antologiya mysli).
27. 1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва : Юрайт, 2024. — 184 с. — (Антология мысли).

Остальные статьи