Ранние дезадаптивные схемы как корреляты переживаний нормативных кризисов взрослости
Аннотация
В статье рассматриваются проявления кризисов взрослости у мужчин и женщин. Изучается потенциальная корреляция ранних дезадаптивных схем и протекания нормативного кризиса взрослости.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 43-50 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_43 |
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска конструктов, объясняющих, каким образом обеспечивается гармоничное существование человека в меняющемся мире, что впрямую относится к влиянию раннего опыта на ситуации кризисных переживаний взрослости. Кроме этого, недостаточно изучена проблема взаимосвязи особенностей переживания кризисов взрослости и ранних дезадаптивных схем человека.
Понятие и классификацию ранних дезадаптивных схем и схема-терапию, в частности, разработал американский психотерапевт Дж. Янг, основываясь на теориях А. Бека, Э. Берна, Ф. Перлза, Дж. Боулби. Обращение к детскому опыту как к фактору, влияющему на прохождение стрессов в периоде взрослости, освещалось в работах таких классических ученых, как З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн, Дж. Боулби, Л. С. Выготский, Д. Левинсон, Ш. Бюлер, Д. Б. Эльконин, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон и др.
Результатом усилий Дж. Янга стала разработка принципов интегративной психотерапии. Основными теоретическими концепциями этого направления стали так называемые ранние дезадаптивные схемы (или просто схемы), стили совладания (также копинг-стили), режимы и базовые эмоциональные потребности [13].
Схемная терапия использует изученные в рамках теории привязанности закономерности формирования механизма привязанности, базового доверия или недоверия к миру и как следствия — появления и закрепления у человека ранних дезадаптивных схем, которые и являются предметом работы в рамках схемной терапии.
В современной психологии принято выделять два класса кризисов: нормативные и ненормативные. Нормативные — это кризисы развития, которые происходят на переходных периодах жизни развития человека. Изменения, которые происходят в жизни человека, зависят от того, какие жизненные установки и цели постановлены человеком, каков его индивидуальный опыт, каковы его представления о возрастных нормах.