Созидательный труд как ценность в педагогическом процессе
Аннотация
Усиливающаяся экспансия нетрадиционных западных ценностей на современное общество в целом и на систему образования в частности привела к изменению вектора развития национального образования на государственные приоритеты и национальную безопасность. Созидательный труд как духовно-нравственная ценность человека предполагает получение знаний и обучение на протяжении всей жизни, создание творческой атмосферы в педагогическом процессе; игнорирование созидательного труда как духовно-нравственной ценности может спровоцировать одностороннюю ориентацию на принципы экономического роста, эффективности и конкурентоспособности в ущерб другим важным образовательным целям, таким как развитие рефлексивных и коммуникативных способностей и формирование традиционных духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 37-42 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_37 |
Введение
В современном обществе созидательный труд становится одной из наиболее актуальных проблем, связанных с сохранением трудовых ресурсов страны. Перед научным сообществом встают вопросы, как наилучшим образом разработать и использовать методологические подходы в системе образования с учетом этических норм и духовнонравственных ценностей. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», созидательный труд обозначен одной из таких ценностей, которую надо воспитывать, укреплять и развитию которой нужно всячески способствовать [4]. Если под созиданием понимать деятельность, направленную на гармонизацию окружающего социального пространства, то можно утверждать, что эта деятельность представляет собой высшую форму творчества, призванную не только изменить реальность, но и духовно обогатить самого человека.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, отмечая значение труда в процессе воспитания человека, писал: «...воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [6, с. 26]. Главную задачу педагогики он видел в ее возможности влиять на «нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности». М. Е. Салтыков-Щедрин, развивая идею созидательного труда, привносит в копилку русского народного творчества такие слова: «Умея только распоряжаться и не умея “делать”, мы оказываемся совершенно бессильными относительно созидания новых ценностей» [5, с. 125].
Созидательный труд как ценность человека
Созидательный труд — неотъемлемая часть жизни каждого человека и существенный элемент развития общества в целом. Это процесс активной деятельности, направленной на создание, развитие и улучшение мира вокруг нас. Созидательный труд относится к традиционным российским ценностям.