Дата публикации: 01.04.2024

Созидательный труд как ценность в педагогическом процессе

Аннотация

Усиливающаяся экспансия нетрадиционных западных ценностей на современное общество в целом и на систему образования в частности привела к изменению вектора развития национального образования на государственные приоритеты и национальную безопасность. Созидательный труд как духовно-нравственная ценность человека предполагает получение знаний и обучение на протяжении всей жизни, создание творческой атмосферы в педагогическом процессе; игнорирование созидательного труда как духовно-нравственной ценности может спровоцировать одностороннюю ориентацию на принципы экономического роста, эффективности и конкурентоспособности в ущерб другим важным образовательным целям, таким как развитие рефлексивных и коммуникативных способностей и формирование традиционных духовно-нравственных ценностей.




Введение

В современном обществе созидательный труд становится одной из наиболее актуальных проблем, связанных с сохранением трудовых ресурсов страны. Перед научным сообществом встают вопросы, как наилучшим образом разработать и использовать методологические подходы в системе образования с учетом этических норм и духовнонравственных ценностей. Согласно Указу Президента Российской  Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», созидательный труд обозначен одной из таких ценностей, которую надо воспитывать, укреплять и развитию которой нужно всячески способствовать [4]. Если под созиданием понимать деятельность, направленную на гармонизацию окружающего социального пространства, то можно утверждать, что эта деятельность представляет собой высшую форму творчества, призванную не только изменить реальность, но и духовно обогатить самого человека.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, отмечая значение труда в процессе воспитания человека, писал: «...воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [6, с. 26]. Главную задачу педагогики он видел в ее возможности влиять на «нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности». М. Е. Салтыков-Щедрин, развивая идею созидательного труда, привносит в копилку русского народного творчества такие слова: «Умея только распоряжаться и не умея “делать”, мы оказываемся совершенно бессильными относительно созидания новых ценностей» [5, с. 125].

Созидательный труд как ценность человека

Созидательный труд — неотъемлемая часть жизни каждого человека и существенный элемент развития общества в целом. Это процесс активной деятельности, направленной на создание, развитие и улучшение мира вокруг нас. Созидательный труд относится к традиционным российским ценностям.

Список литературы

1. 1. Гаврилова Э. Д. Место созидательного труда в правовой политике Российской Федерации в сфере образования / Э. Д. Гаврилова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 12–1 (87). — С. 173–175. — DOI: 10.24412/2500-1000-2023-12-1
2. Gavrilova E. D. Mesto sozidatel’nogo truda v pravovoi politike Rossiiskoi Federatsii v sfere obrazovaniya / E. D. Gavrilova // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. — 2023. — № 12–1 (87). — S. 173–175. — DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1
3. 2. Майкова В. П. Проблема отчужденного труда в творчестве Ф. М. Достоевского / В. П. Майкова, Э. М. Молчан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. — 2021. — № 1. — С. 6–16.
4. Maikova V. P. Problema otchuzhdennogo truda v tvorchestve F. M. Dostoevskogo / V. P. Maikova, E. M. Molchan // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. — 2021. — № 1. — S. 6–16.
5. 3. Молчан Э. М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. М. Молчан. — Брянск, 2008. — 170 с.
6. Molchan E. M. Dialogicheskii aspekt v formirovanii dukhovno-nravstvennykh tsennostei starsheklassnikov : dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / E. M. Molchan. — Bryansk, 2008. — 170 s.
7. 4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/</a> prime/doc/405579061 (
8. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei : Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09.11.2022 № 809. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/405
9. 5. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений : в 20 т. / М. Е. Салтыков-Щедрин. — Москва : Художественная литература, 1965–1977. — Т. XIII. — С. 125.
10. Saltykov-Shchedrin M. E. Sobranie sochinenii : v 20 t. / M. E. Saltykov-Shchedrin. — Moskva : Khudozhestvennaya literatura, 1965–1977. — T. XIII. — S. 125.
11. 6. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. — Москва : Педагогика, 1988. — С. 8–26.
12. Ushinskii K. D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel’nom znachenii. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. T. 2. / K. D. Ushinskii ; sost. S. F. Egorov. — Moskva : Pedagogika, 1988. — S. 8–26.

Остальные статьи