Дата публикации: 01.04.2024

Формирование мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии: концепция исследования

Аннотация

В статье раскрывается концепция исследования формирования мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у 28 курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии на основе персонифицированного подхода. Представлено обоснование решения выдвинутой проблемы, сформулирована ее актуальность, проанализирована степень изученности в научной литературе. Определены предмет, объект, цель, задачи и гипотеза исследования, описаны теоретическая и практическая значимость. Изложена структура исследовательской работы. Раскрывается персонифицированный подход как методологическое основание исследования проблемы. Прогнозируется возможность формирования мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии на основе персонифицированного подхода.




Введение в проблему

Наше непростое время, которое характеризуется обострением военно-политической обстановки в мире, накладывает на войска национальной гвардии большую ответственность за судьбу Отечества и народа. По этому поводу М. И. Драгомиров писал, что «удачно решает подобные задачи только тот, кто долгим и самоотверженным трудом в мирное время к этому приготовился» [12, с. 26–28]. Поэтому так важно, чтобы в войсках Росгвардии, в том числе и в центрах подготовки личного состава, была организована системная воспитательная деятельность по формированию у военнослужащих твердой мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач. Важную роль личной ответственности военнослужащих за выполнение служебно-боевых задач подтверждает ход специальной военной операции, которая основана на личной мировоззренческой позиции [3, с. 74–75]. 

Результаты

Многолетний опыт службы в одном из таких центров свидетельствует, что не у всех их выпускников удается сформировать устойчивую мировоззренческую позицию личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач. Это связано с тем, что: 1) в центры подготовки личного состава Росгвардии поступают молодые люди с разным уровнем образованности, воспитанности, сформированности жизненных ценностей, ответственности, мотивации к получению военной специальности, педагогических знаний; 2) сложившаяся в центрах воспитательная система требует совершенствования в новых условиях; 3) в воспитательной деятельности необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности курсантов, создавать условия, активизирующие их самовоспитание, развитие мировоззренческо-смысловых установок, лежащих в основе мировоззренческой позиции, и др. 

Нереализованный формирующе-развивающий потенциал существующих систем воспитания в центрах подготовки личного состава приводит к появлению противоречия между запросом служебно-боевой практики на эффективное формирование мировоззренческой позиции личной ответственности курсантов за выполнение служебно-боевых задач и недостаточной эффективностью исследуемого процесса [2, с. 39–47].

Список литературы

1. 13. Китаев-Смык Л. А. Психология боевой сплоченности / Л. А. Китаев-Смык // Солдат удачи. — 1996. — № 2. — С. 83–89.
2. 25. Щербакова А. И. Применение принципов персонифицированного подхода в развитии экономической культуры курсантов высших военно-учебных заведений : в сб. «Развитие военной педагогики в XXI веке» : материалы IX Межвуз. науч.-практ. 37 конф. / под ред. С.
3. 24. Шарухин А. П. Воспитание военнослужащих и сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации : учеб. пособие / А. П. Шарухин. — Санкт-Петербург, 2020. — 240 с.
4. 23. Шарухин А. П. Военная педагогика : учебник для военных вузов / А. П. Шарухин. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 576 с.
5. 22. Шакин Д. А. Теоретический анализ сущности военно-профессионального мировоззрения, факторов и методов его формирования / Д. А. Шакин // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 8. — С. 222–226.
6. 21. Хорунжий С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хорунжий. — Москва : Парад, 2005. — 860 с.
7. 20. Тарасов Д. Ю. Профессиональное мировоззрение военнослужащих федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как фактор, способствующий обеспечению безопасности личности и государства / Д. Ю. Тарасов // Проблемы правового обеспечени
8. Персонифицированная система воспитания: теоретические и методические основы проектирования и создания : монография / Е. Н. Степанов, Т. П. Симакова, Е. И. Баранова и др. — Москва : Академия социального управления, 2020. — 131 с.
9. Марченко Г. В. Роль патриотического воспитания в формировании мировоззренческих ценностей курсантов и слушателей вузов МВД России и войск национальной гвардии Российской Федерации : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. «Никто не забыт, ничто не з
10. Мариюшкин А. Л. Помни войну! Вопросы современной и будущей войны / А. Л. Мариюшкин // Философия войны. — Москва, 1995. — 214 с.
11. 16. Манеев И. В. Государственно-патриотическое мировоззрение военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации / И. В. Манеев, А. А. Щерба // Военный академический журнал. — 2017. — № 2. — С. 144–154.
12. 15. Любезнова А. В. Технология персонифицированного подхода как условие обеспечения успеха каждого / А. В. Любезнова // Инновационные технологии в современном образовании. — 2019. — № 2. — С. 344–347.
13. 14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
14. Аксенова А. Ю. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход / А. Ю. Аксенова, Н. В. Примчук // Человек и образование. — 2020. — № 4 (65). — С. 43–49.
15. 12. Драгомиров М. И. Избранные труды / М. И. Драгомиров. — Москва : Воениздат, 1978. — 698 с.
16. 11. Гулый А. М. Военно-философские основы формирования мировоззрения военных кадров / А. М. Гулый // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2021. — № 1. — С. 16–18.
17. 10. Головин Н. Н. Наука о войне : О социологическом изучении войны / Н. Н. Головин. — Париж : Изд-во газеты «Сигнал», 1938. — 241 с.
18. 9. Гладкая И. В. Современное понимание персонифицированной подготовки в высшей школе / И. В. Гладкая, Н. В. Примчук // Научное мнение. — 2020. — № 6. — С. 26–32.
19. 8. Галкина Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Э. Галкина. — Москва, 2011. — 39 с.
20. Гаврилов О. В. Профессиональная подготовка как основа мировоззрения личности военнослужащего / О. В. Гаврилов, С. В. Гребенок // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2021. — № 1. — С. 63–66.
21. 6. Гаврилов О. В. Формирование мировоззренческой позиции к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессионального воспитания / О. В. Гаврилов // Глобальный научный потенциал. — 2022.
22. 5. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] / под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — Москва : Юрайт, 2024. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
23. 4. Алёхин И. А. Саморазвитие личностно-профессиональной компетентности у обучающихся в учебных военных центрах / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. Е. Денисов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. — 2018. — № 2. — С. 110–11
24. Алёхин И. А. Воспитание политической культуры у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / И. А. Алёхин, А. В. Евстифеев, В. А. Собина // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (89). — С. 74–81. — DOI: 10.51944/207385
25. 2. Алёхин И. А. Методология формирования профессиональной ответственности у курсантов современных военных вузов / И. А. Алёхин, С. В. Шевцова // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 2 (66). — С. 39–47.

Остальные статьи