Формирование мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии: концепция исследования
Аннотация
В статье раскрывается концепция исследования формирования мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у 28 курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии на основе персонифицированного подхода. Представлено обоснование решения выдвинутой проблемы, сформулирована ее актуальность, проанализирована степень изученности в научной литературе. Определены предмет, объект, цель, задачи и гипотеза исследования, описаны теоретическая и практическая значимость. Изложена структура исследовательской работы. Раскрывается персонифицированный подход как методологическое основание исследования проблемы. Прогнозируется возможность формирования мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач у курсантов центров подготовки личного состава Росгвардии на основе персонифицированного подхода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 27-37 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_27 |
Введение в проблему
Наше непростое время, которое характеризуется обострением военно-политической обстановки в мире, накладывает на войска национальной гвардии большую ответственность за судьбу Отечества и народа. По этому поводу М. И. Драгомиров писал, что «удачно решает подобные задачи только тот, кто долгим и самоотверженным трудом в мирное время к этому приготовился» [12, с. 26–28]. Поэтому так важно, чтобы в войсках Росгвардии, в том числе и в центрах подготовки личного состава, была организована системная воспитательная деятельность по формированию у военнослужащих твердой мировоззренческой позиции личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач. Важную роль личной ответственности военнослужащих за выполнение служебно-боевых задач подтверждает ход специальной военной операции, которая основана на личной мировоззренческой позиции [3, с. 74–75].
Результаты
Многолетний опыт службы в одном из таких центров свидетельствует, что не у всех их выпускников удается сформировать устойчивую мировоззренческую позицию личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач. Это связано с тем, что: 1) в центры подготовки личного состава Росгвардии поступают молодые люди с разным уровнем образованности, воспитанности, сформированности жизненных ценностей, ответственности, мотивации к получению военной специальности, педагогических знаний; 2) сложившаяся в центрах воспитательная система требует совершенствования в новых условиях; 3) в воспитательной деятельности необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности курсантов, создавать условия, активизирующие их самовоспитание, развитие мировоззренческо-смысловых установок, лежащих в основе мировоззренческой позиции, и др.
Нереализованный формирующе-развивающий потенциал существующих систем воспитания в центрах подготовки личного состава приводит к появлению противоречия между запросом служебно-боевой практики на эффективное формирование мировоззренческой позиции личной ответственности курсантов за выполнение служебно-боевых задач и недостаточной эффективностью исследуемого процесса [2, с. 39–47].