О проблемах цифровизации современного образования
Аннотация
В статье анализируются состояние и перспективы развития цифровизации современного образования, а также предпринимается попытка оценки изменений, происходящих в системе воспитания и обучения подрастающего поколения под влиянием явлений, сопутствующих цифровой трансформации образовательного процесса. Вместе с тем анализ научных статей показывает наличие противоречивых взглядов по вопросам самой цифровизации и результатов ее распространения в системе обучения и воспитания растущего человека. В связи с этим редакция приглашает всех исследователей принять участие в обсуждении ключевых вопросов информатизации и цифровизации в педагогической науке.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 7-13 |
УДК | 378.147 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_7 |
Во все времена в системе образования, как и в других сферах передачи накопленного человечеством опыта от одних поколений другим, происходило отмирание устаревших методов и средств этой передачи и появление новых способов освоения культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями.
Так, например, первоначально в Древнем мире III — I века до нашей эры на территории Месопотамии, Индии, Древнего Китая, Египта появляется необходимость фиксировать и передавать подрастающим поколениям опыт ведения хозяйства, традиции и обычаи жизни и быта человеческого общества, созданных средств производства, продуктов питания и товаров, обеспечивающих жизнедеятельность человечества. В этих целях человеком были изобретены глиняные таблички, позднее деревянные и берестяные свитки, далее папирус из листьев пальмы и уже потом — бумага в Китае. У более северных народов средством передачи опыта являлись шкуры, кости, клыки и бивни различных животных [1, с. 7–10].
В дальнейшем, с развитием человечества, развивались и средства передачи подрастающему поколения наилучших образцов опыта жизнедеятельности предыдущего периода, при этом наибольшее распространение получили письменные бумажные средства. Одновременно с появлением средств накопления и передачи информации создавались и педагогические методы, методики и технологии передачи этого опыта, которые трансформировались в системы обучения и воспитания.
Вместе с тем с появлением электрического тока, электромагнитного излучения, открытием квантовых и других явлений происходит постепенное изменение средств хранения и передачи информации между людьми и даже предпринимаются попытки обмена информацией с предполагаемыми существами межпланетного и межгалактического пространства. Так, на смену картинам и портретам приходят фотографии и фотопортреты, отражающие происходящее на фотопленке и фотобумаге, а их, в свою очередь, заменяют магнитные носители, срок службы которых значительно увеличивается, но по-прежнему является ограниченным [4, с. 135–146].
В начале третьего тысячелетия человечество изобрело новую форму хранения и передачи информации, которая получила название «цифровизация». Базовые ориентиры развития российского образования изложены Президентом России В. В. Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [10], где цифровизация определена как важнейший инструмент реализации данной программы. В 2020 году Постановлением Правительства РФ был запущен эксперимент по внедрению цифровизации образовательной среды [11].