Дата публикации: 01.04.2024

О проблемах цифровизации современного образования

Аннотация

В статье анализируются состояние и перспективы развития цифровизации современного образования, а также предпринимается попытка оценки изменений, происходящих в системе воспитания и обучения подрастающего поколения под влиянием явлений, сопутствующих цифровой трансформации образовательного процесса. Вместе с тем анализ научных статей показывает наличие противоречивых взглядов по вопросам самой цифровизации и результатов ее распространения в системе обучения и воспитания растущего человека. В связи с этим редакция приглашает всех исследователей принять участие в обсуждении ключевых вопросов информатизации и цифровизации в педагогической науке.




Во все времена в системе образования, как и в других сферах передачи накопленного человечеством опыта от одних поколений другим, происходило отмирание устаревших методов и средств этой передачи и появление новых способов освоения культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями.

Так, например, первоначально в Древнем мире III — I века до нашей эры на территории Месопотамии, Индии, Древнего Китая, Египта появляется необходимость фиксировать и передавать подрастающим поколениям опыт ведения хозяйства, традиции и обычаи жизни и быта человеческого общества, созданных средств производства, продуктов питания и товаров, обеспечивающих жизнедеятельность человечества. В этих целях человеком были изобретены глиняные таблички, позднее деревянные и берестяные свитки, далее папирус из листьев пальмы и уже потом — бумага в Китае. У более северных народов средством передачи опыта являлись шкуры, кости, клыки и бивни различных животных [1, с. 7–10].

В дальнейшем, с развитием человечества, развивались и средства передачи подрастающему поколения наилучших образцов опыта жизнедеятельности предыдущего периода, при этом наибольшее распространение получили письменные бумажные средства. Одновременно с появлением средств накопления и передачи информации создавались и педагогические методы, методики и технологии передачи этого опыта, которые трансформировались в системы обучения и воспитания.

Вместе с тем с появлением электрического тока, электромагнитного излучения, открытием квантовых и других явлений происходит постепенное изменение средств хранения и передачи информации между людьми и даже предпринимаются попытки обмена информацией с предполагаемыми существами межпланетного и межгалактического пространства. Так, на смену картинам и портретам приходят фотографии и фотопортреты, отражающие происходящее на фотопленке и фотобумаге, а их, в свою очередь, заменяют магнитные носители, срок службы которых значительно увеличивается, но по-прежнему является ограниченным [4, с. 135–146].

В начале третьего тысячелетия человечество изобрело новую форму хранения и передачи информации, которая получила название «цифровизация». Базовые ориентиры развития российского образования изложены Президентом России В. В. Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [10], где цифровизация определена как важнейший инструмент реализации данной программы. В 2020 году Постановлением Правительства РФ был запущен эксперимент по внедрению цифровизации образовательной среды [11].

Список литературы

1. Starodubtseva E. B. Tsifrovaya transformatsiya mirovoi ekonomiki / E. B. Starodubtseva, O. M. Markova // Vestnik AGTU. Ekonomika. — 2018. — № 2. — S. 7–15.
2. 12. Стародубцева Е. Б. Цифровая трансформация мировой экономики / Е. Б. Стародубцева, О. М. Маркова // Вестник АГТУ. Экономика. — 2018. — № 2. — С. 7–15.
3. O provedenii eksperimenta po vnedreniyu tsifrovoi obrazovatel’noi sredy : Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 7 dekabrya 2020 g. № 2040. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/</a> prime/doc/74922819/?ysclid=lzgjhh23ev525348322 (data obrashcheniya: 10.05.202
4. 11. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды : Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/?ysclid=lzgjhh23ev525348322" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/?ysclid=lzgjhh23ev525348322</a> (дата обращения: 10.05.2024).
5. O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda : Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2024 № 309. — URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/RFPrUk24880.pdf (data obrashcheniya: 05.06.
6. 10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. — URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/RFPrUk24880.pdf (дата обращения: 05.06.2024). —
7. Mkrtchyan M. A. Konets «Velikoi didaktiki» velikogo Yana Amosa Komenskogo / M. A. Mkrtchyan // Kollektivnyi sposob obucheniya: nauchno-metodicheskii zhurnal. — 2016. — № 16. — S. 3–15.
8. 9. Мкртчян М. А. Конец «Великой дидактики» великого Яна Амоса Коменского / М. А. Мкртчян // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. — 2016. — № 16. — С. 3–15.
9. Mikhailova F. F. Rol’ tsifrovizatsii obrazovatel’nogo protsessa / F. F. Mikhailova // Molodoi uchenyi. — 2023. — № 46 (493). — S. 9–11. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/493/107655 (data obrashcheniya: 05.06.2024). — Tekst : elektronnyi.
10. 8. Михайлова Ф. Ф. Роль цифровизации образовательного процесса / Ф. Ф. Михайлова // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 9–11. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/493/107655 (дата обращения: 05.06.2024). — Текст : электронный.
11. Zonova N. S. Rol’ tsifrovoi ekonomiki v reformirovanii rossiiskogo obshchestva / N. S. Zonova // Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 5 noyabrya 2017 g.). — Cheboksary, 2017. — S. 296–298.
12. 7. Зонова Н. С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества / Н. С. Зонова // Образование и наука в современных реалиях : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 ноября 2017 г.). — Чебоксары, 2017. — С. 296–298.
13. Verbitskii A. A. Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy / A. A. Verbitskii // Elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal «HomoCybems». — 2019. — № 1 (6). — URL: <a href="http://journal.homocyberus.ru" target="_blank">http://journal.homocyberus.ru</a> (data obrashcheniya: 05.06.2024). — Tekst: elekt
14. 6. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCybems». — 2019. — № 1 (6). — URL: <a href="http://journal.homocyberus.ru" target="_blank">http://journal.homocyberus.ru</a> (дата обращения: 05.06.2024). — Текст: электронный.
15. Asmolov A. G. Rossiiskaya shkola i novye informatsionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie / A. G. Asmolov, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov. — Moskva : NeksPrint, 2010. — 84 s.
16. 5. Асмолов А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров. — Москва : НексПринт, 2010. — 84 с.
17. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2
18. 4. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
19. Alekhin I. A. Didakticheskoe soprovozhdenie primeneniya programmnogo kompleksa «Obrazovanie — MO» v obuchenii slushatelei voennykh vuzov / I. A. Alekhin, N. V. Khod’ko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 175–184. — DOI: 10.5
20. 3. Алёхин И. А. Дидактическое сопровождение применения программного комплекса «Образование — МО» в обучении слушателей военных вузов / И. А. Алёхин, Н. В. Ходько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 175–184. — DOI: 10.51944/20
21. Alekhin I. A. Integratsiya klassicheskogo i innovatsionnogo kak faktor razvitiya otechestvennykh didakticheskikh teorii / I. A. Alekhin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2023. — № 3 (91). — S. 9–18. — DOI: 10.51944/20738536_2023_3_9. — EDN: IQVC
22. 2. Алёхин И. А. Интеграция классического и инновационного как фактор развития отечественных дидактических теорий / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 3 (91). — С. 9–18. — DOI: 10.51944/20738536_2023_3_9. — EDN: IQVCFO
23. Alekhin I. A. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. posobie dlya professorskoprepodavatel’skogo sostava, slushatelei, kursantov (studentov) voennykh vuzov i Rossiiskoi tamozhennoi akademii / I. A. Alekhin, A. I. Pustozerov ; Gos. obrazovatel’noe uchrezhdenie
24. 1. Алёхин И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для профессорско-преподавательского состава, слушателей, курсантов (студентов) военных вузов и Российской таможенной академии / И. А. Алёхин, А. И. Пустозеров ; Гос. образовательное учреждение высш.

Остальные статьи