Аксиологический подход к подбору персонала
Аннотация
Рассмотрен аксиологический подход при системном наборе персонала в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Показана возрастающая роль корпоративной культуры в психологии управления современными компаниями. Исследованы понятия «ценностный бренд работодателя» и «бренд работодателя», проведено понятийное сравнение, выявлены отличия и общие составляющие, определена ситуативная целесообразность использования данных терминов. Разработана методология создания ценностного бренда работодателя на основе аксиологического подхода, которая включает в себя определение этапов создания бренда, наполнение их содержанием, описание инструментов, методов и способов интерпретации результатов. Описаны пять итераций, позволяющих более точно сформулировать ценностные ориентации компании. Разработаны методические материалы для проведения опросов и интервью с руководителями компаний для выявления ценностных ориентаций организации в целом. Разработан шаблон, аккумулирующий результаты исследования и позволяющий сформулировать ценностный бренд работодателя.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 89-101 |
УДК | 005.32 |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_89 |
В условиях лавинообразного развития цифровой экономики изменяются требования со стороны работодателей к профессиональным и надпрофессиональным навыкам соискателей. Появляющиеся новые профессии и изменяющиеся традиционные требуют все более высокого профессионального, образовательного и морального уровня. В компаниях, работающих в инфокомной среде, характеризующейся высоким уровнем когнитивности, меняются требования к персоналу не только на уровне образования, но и в области корпоративной культуры, на уровне ценностей человека [1; 14; 19]. Опора на ценности становится мощным мотивационным фактором [2; 8].
Ценности сегодня — это один из основополагающих столпов бизнеса, как писали еще в 1984 г. Т. Питерс и Р. Уотерман [18]. Введенные ими принципы успешной работы компании, основанные на стратегии, структуре, системном подходе к решению проблем, ценностях, имидже компании, кадровом составе, названные ими «7-С» (structure (структура), strategy (стратегия), systems (системы), sharedvalues (совместные, то есть разделяемые всеми, ценностные установки), skills (сумма навыков, умений), style (стиль), staff (состав работников, то есть кадры)), и их графическое изображение (рис. 1) сегодня находят свое дальнейшее развитие.
Примечательно, что в сердцевину авторы поместили ценности. Это те ценности, которые разделяют все сотрудники компании, то есть совместные, или корпоративные, ценности [9; 11; 22]. Важность корпоративных ценностей для работы компании иллюстрируют результаты исследований, проведенных среди американских компаний, в ходе которых было выяснено, как эти ценности влияют на эффективность их работы [6]. Исследования показали, что около 90 % сотрудников уверены, что корпоративная культура — ключевой фактор успеха компании; 47 % соискателей указали именно ценности компании в качестве причин смены работы; 15 % кандидатов нашли ценности компании не отвечающими их ожиданиям и отвергли предложения о трудоустройстве. Определений понятия «ценность» достаточно много [9; 14; 15], приведем наиболее близкие к целям нашего исследования.
«Ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся, и связаны с удовлетворением потребностей людей», — пишут К. Бланшар, М. О´Коннор [3, с. 54].