Дата публикации: 01.04.2024

Проблема результатов и психологических механизмов воспитания

Аннотация

Рассматривается проблема результатов воспитания и влияния ее нерешенности на разработку вопроса психологических механизмов воспитания человека. Утверждается, что в современной педагогике результаты и механизмы воспитания преимущественно обозначаются на декларируемом уровне и уровне организации образовательной деятельности педагога. Актуализируется необходимость интеграции педагогического знания со знанием психологическим, прежде всего в форме встраивания декларируемых результатов воспитания в структуру предмета психологии — внутреннего мира человека.




В современном отечественном образовании воспитание рассматривается как формирование определенной совокупности черт и качеств личности, отношения человека к тем или иным феноменам, явлениям, событиям и пр. В этом случае можно говорить о репрезентации результатов воспитания на декларируемом уровне. Достижение последних обеспечивается определенной организацией педагогической деятельности, в ходе которой педагог соотносит представление о воспитании с описанными в педагогике методами, формами, средствами воспитания и т. п. Здесь можно говорить об организационном уровне репрезентации результатов воспитания.

В современной педагогике подробно описаны теории воспитания, его закономерности и принципы, методы и пр. [3]. Несмотря на это, существенным недостатком педагогического знания о воспитании остается отсутствие понимания его механизмов, то есть средств, обеспечивающих направленное и управляемое соотнесение цели, процесса и результата воспитания. Ограничение понимания результатов воспитания декларируемым и педагогическим уровнями приводит к тому, что воспитательные технологии часто носят описательный характер, успешные практики не раскрывают механизмы достижения планируемых результатов.

Важнейшим условием преодоления описанных недостатков является интеграция педагогического и психологического знания, примеры которой представлены в ряде современных исследований [1; 2]. Однако и они ограничиваются решением отдельных проблем и вопросов воспитания — формирования качеств личности, ее направленности и др.

Продуктивное решение проблемы результатов воспитания видится не просто в интеграции педагогического знания и знания отдельных разделов психологии [2], а в их встраивании в структуру предмета психологии. В теории и методологии современной психологии разработано уровневое понимание предмета психологической науки — внутреннего мира человека [4; 5]. Все многообразие психических явлений в их структурной, генетической, функциональной организации представлено на индивидном, субъектно-деятельностном и личностном уровнях внутреннего мира человека. В предложенной теории [4; 5] охарактеризованы психологические механизмы развития внутреннего мира человека, показаны межуровневые отношения, рассмотрена ведущая роль личностного уровня в процессах интеллектуализации и операционализации субъектно-деятельностных характеристик.

Таким образом, наличие базовой методологической платформы позволяет непротиворечиво встроить представление о результатах воспитания в процесс развития и функционирования внутреннего мира человека. Помимо этого появляется возможность охарактеризовать психологические механизмы воспитания как механизмы развития внутреннего мира человека.

Список литературы

1. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие, смыслообразование, преемственность поколений: препятствия и ошибки воспитания / Л. М. Митина // Психологические проблемы смысла жизни и акме. — Москва, 2020. — С. 30–34.
2. Мудрик, А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) / А. В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 1. — С. 124–130.
3. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — Москва : Юрайт, 2023. — 330 с.
4. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. — Москва : ИП РАН, 2020. — 182 с.
5. Шадриков, В. Д. Общая психология / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — Москва : Юрайт, 2023. — 411 с.

Остальные статьи