Проблема результатов и психологических механизмов воспитания
Аннотация
Рассматривается проблема результатов воспитания и влияния ее нерешенности на разработку вопроса психологических механизмов воспитания человека. Утверждается, что в современной педагогике результаты и механизмы воспитания преимущественно обозначаются на декларируемом уровне и уровне организации образовательной деятельности педагога. Актуализируется необходимость интеграции педагогического знания со знанием психологическим, прежде всего в форме встраивания декларируемых результатов воспитания в структуру предмета психологии — внутреннего мира человека.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 296-298 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_296 |
В современном отечественном образовании воспитание рассматривается как формирование определенной совокупности черт и качеств личности, отношения человека к тем или иным феноменам, явлениям, событиям и пр. В этом случае можно говорить о репрезентации результатов воспитания на декларируемом уровне. Достижение последних обеспечивается определенной организацией педагогической деятельности, в ходе которой педагог соотносит представление о воспитании с описанными в педагогике методами, формами, средствами воспитания и т. п. Здесь можно говорить об организационном уровне репрезентации результатов воспитания.
В современной педагогике подробно описаны теории воспитания, его закономерности и принципы, методы и пр. [3]. Несмотря на это, существенным недостатком педагогического знания о воспитании остается отсутствие понимания его механизмов, то есть средств, обеспечивающих направленное и управляемое соотнесение цели, процесса и результата воспитания. Ограничение понимания результатов воспитания декларируемым и педагогическим уровнями приводит к тому, что воспитательные технологии часто носят описательный характер, успешные практики не раскрывают механизмы достижения планируемых результатов.
Важнейшим условием преодоления описанных недостатков является интеграция педагогического и психологического знания, примеры которой представлены в ряде современных исследований [1; 2]. Однако и они ограничиваются решением отдельных проблем и вопросов воспитания — формирования качеств личности, ее направленности и др.
Продуктивное решение проблемы результатов воспитания видится не просто в интеграции педагогического знания и знания отдельных разделов психологии [2], а в их встраивании в структуру предмета психологии. В теории и методологии современной психологии разработано уровневое понимание предмета психологической науки — внутреннего мира человека [4; 5]. Все многообразие психических явлений в их структурной, генетической, функциональной организации представлено на индивидном, субъектно-деятельностном и личностном уровнях внутреннего мира человека. В предложенной теории [4; 5] охарактеризованы психологические механизмы развития внутреннего мира человека, показаны межуровневые отношения, рассмотрена ведущая роль личностного уровня в процессах интеллектуализации и операционализации субъектно-деятельностных характеристик.
Таким образом, наличие базовой методологической платформы позволяет непротиворечиво встроить представление о результатах воспитания в процесс развития и функционирования внутреннего мира человека. Помимо этого появляется возможность охарактеризовать психологические механизмы воспитания как механизмы развития внутреннего мира человека.