Дата публикации: 01.04.2024

Особенности социально-перцептивных способностей педагогических работников с разным стажем профессиональной деятельности

Аннотация

В статье рассматривается проблема социально-перцептивных способностей педагогических работников с разным стажем профессиональной деятельности. Было выявлено, что с увеличением стажа работы педагогов возрастает уровень коммуникативной активности.




В процессе педагогического общения происходит взаимодействие людей, которые своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, состояния и чувства друг друга.

В профессиях типа «человек — человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружен и общий для всех социономических профессий признак — деформация механизмов социальной перцепции [1; 2].

Исследователи (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев, Л. А. Петровская, А. В. Петровский) показали, что социально-перцептивные способности личности возникают в процессе ее взаимодействия с другими людьми, которое обеспечивает адекватное отображение психических состояний человека (его свойств, качеств и отношений) [3; 4; 5].

В исследовании принимали участие 33 педагога со стажем работы от одного года до 25 лет. Вся выборка педагогов была разделена на три группы по величине стажа педагогической деятельности:

1) педагоги со стажем от одного года до 5 лет (11 человек);

Список литературы

1. 1. Золотнякова, А. С. Личность в структуре педагогического общения / А. С. Золотнякова. — Ростов-на-Дону : РГПИ, 2004. — 80 с.
2. Zolotnyakova, A. S. Lichnost` v strukture pedagogicheskogo obshheniya / A. S. Zolotnyakova. — Rostov-na-Donu : RGPI, 2004. — 80 s.
3. 2. Митина, Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя : учеб. пособие / Л. М. Митина. — Кемерово : Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1996. — 50 с.
4. Mitina, L. M. Psixologicheskaya diagnostika kommunikativny`x sposobnostej uchitelya : ucheb. posobie / L. M. Mitina. — Kemerovo : Kemerovskij oblastnoj institut usovershenstvovaniya uchitelej, 1996. — 50 s.
5. 3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — Москва : Флинта : МПСИ, 1998. — 200 с.
6. Mitina, L. M. Psixologiya professional`nogo razvitiya uchitelya / L. M. Mitina. — Moskva : Flinta : MPSI, 1998. — 200 s.
7. 4. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. — Москва : Международная педагогическая академия, 2005. — 192 с.
8. Simonov, V. P. Diagnostika lichnosti i professional`nogo masterstva prepodavatelya / V. P. Simonov. — Moskva : Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 2005. — 192 s.
9. 5. Юзефавичус, Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения : учеб. пособие для преподавателей и студентов / Т. А. Юзефавичус. — Москва : Московский педагогический университет, 1998. — 63 с.
10. Yuzefavichus, T. A. Pedagogicheskie oshibki uchitelej i puti ix preduprezhdeniya : ucheb. posobie dlya prepodavatelej i studentov / T. A. Yuzefavichus. — Moskva : Moskovskij pedagogicheskij universitet, 1998. — 63 s.

Остальные статьи