Дата публикации: 01.04.2024

Раскрытие творческой одаренности дошкольников как цель и ресурс для педагога: реальность и возможности

Аннотация

Рассматривается проблема раскрытия творческой одаренности в контексте подготовки и профессиональной реализации педагога. Выделяются важность и взаимосвя292 занность двух процессов: раскрытия творческой одаренности ребенка и саморазвития творческих возможностей педагога.




Ситуация резких существенных изменений, происходящих в современном мире, обусловливает актуализацию задачи раскрытия творческого потенциала как основного ресурса человека в решении жизненных проблем, преодолении трудностей. Эта задача находит отражение во всех программных документах современной системы образования, в том числе и дошкольного, однако на практике творческому развитию формирующейся личности уделяется недостаточно внимания. В приоритете чаще всего оказывается отработка действий по образцу, предложенному шаблону. Особенно остро стоит вопрос в отношении детей, у которых уже на этапе дошкольного возраста проявляются признаки высокого творческого потенциала. Как показывают результаты исследований, обнаруживается недостаточность знаний педагогов о специфике развития детской одаренности [3; 5].

В современной психологии существуют разные подходы к пониманию развития одаренности. Среди них можно выделить предложенный А. М. Матюшкиным [1] подход к рассмотрению творческой одаренности как предпосылки развития творческой личности (концепцию творческой одаренности). Обучение творческих детей предполагает наличие творческого учителя, творческих методов обучения, новых учебных программ. В русле данной концепции Н. Б. Шумаковой [4] были созданы модель творческого междисциплинарного обучения и технология развития общей одаренности детей. В частности, для старших дошкольников было составлено и реализовано два курса междисциплинарного обучения, для педагогов проводились специальные занятия и тренинги.

В исследованиях, базирующихся на разработанной Л. М. Митиной [2] психологической концепции профессионального развития учителя, показано, что педагоги с высоким уровнем профессионального развития и интегральных личностных характеристик успешны в создании творческой атмосферы на уроке и обеспечении психологического благополучия одаренных детей. Подход к профессиональному развитию педагога как к непрерывному процессу самопроектирования личности и реализации технологии конструктивного изменения поведения учителя (Л. М. Митина) позволяет стимулировать его творческую активность и способствует раскрытию его творческого потенциала.

Результаты проведенных нами исследований современных дошкольников показывают, что признаки творческой одаренности обнаруживаются у 15–20 % детей 5–7 лет, при этом выявляется вариативность в ее проявлениях. У части неординарных дошкольников были выделены трудности в развитии речи, произвольного внимания, самоорганизации. В связи с этим можно сказать, что обучение и воспитание таких детей являются в определенном смысле вызовом для педагога, обусловливают напряжение сил и нервов. Вместе с тем если у педагога будет сформировано отношение к раскрытию творческой одаренности ребенка не только как к цели его работы, но и как к ресурсу для саморазвития, личностного и творческого роста, то он успешнее будет справляться с таким вызовом и получать удовлетворение, радость от своего труда. Важное значение при этом имеют психологическая помощь и поддержка педагога в понимании особенностей развития творческой одаренности, планировании и реализации взаимодействия «педагог — одаренный ребенок», способствующего раскрытию творческого потенциала как ребенка, так и педагога.

Список литературы

1. 1. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. — Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 720 с.
2. Matyushkin, A. M. My`shlenie, obuchenie, tvorchestvo / A. M. Matyushkin. — Moskva : MPSI ; Voronezh : MOD`EK, 2003. — 720 s.
3. 2. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе «учитель — одаренный ученик» / Л. М. Митина // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества / под ред. М. В. Наяновой. — Самара, 2014. — С. 199–214.
4. Mitina, L. M. Lichnostno-professional`noe razvitie pedagoga v sisteme «uchitel` — odarenny`j uchenik» / L. M. Mitina // Problemy` odarennosti v kontekste ustojchivogo razvitiya prirody` i obshhestva / pod red. M. V. Nayanovoj. — Samara, 2014. — S. 199–214
5. 3. Шумакова, Н. Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми / Н. Б. Шумакова // Вестник практической психологии образования. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 97–105. — <a href="https://doi:10.17759/bppe.2020170209" target="_blank">https://doi:10.17759/bppe.2020170209</a>
6. Shumakova, N. B. K voprosu professional`noj podgotovki pedagogov dlya raboty` s odarenny`mi det`mi / N. B. Shumakova // Vestnik prakticheskoj psixologii obrazovaniya. — 2020. — T. 17, № 2. — S. 97–105. — <a href="https://doi:10.17759/bppe.2020170209" target="_blank">https://doi:10.17759/bppe.2020170209</a>
7. 4. Шумакова, Н. Б. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте / Н. Б. Шумакова, Е. С. Белова // Образовательный вестник «Сознание». — 2021. — Т. 23, № 1. — С. 4–11. — <a href="https://doi.org/10.26787/" target="_blank">https://doi.org/10.26787/</a> nydha-2686-6846
8. Shumakova, N. B. Obrazovatel`naya mikrosreda kak uslovie razvitiya odarennosti v starshem doshkol`nom vozraste / N. B. Shumakova, E. S. Belova // Obrazovatel`ny`j vestnik «Soznanie». — 2021. — T. 23, № 1. — S. 4–11. — <a href="https://doi.org/10.26787/" target="_blank">https://doi.org/10.26787/</a> nydha-2686-
9. 5. Wellisch, M. Ceilinged Out : Gifted Preschoolers in Early Childhood Services / M. Wellisch // Journal of Advanced Academics. — 2019. — Vol. 30, № 3. — P. 326–354.

Остальные статьи