Раскрытие творческой одаренности дошкольников как цель и ресурс для педагога: реальность и возможности
Аннотация
Рассматривается проблема раскрытия творческой одаренности в контексте подготовки и профессиональной реализации педагога. Выделяются важность и взаимосвя292 занность двух процессов: раскрытия творческой одаренности ребенка и саморазвития творческих возможностей педагога.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 291-293 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_291 |
Ситуация резких существенных изменений, происходящих в современном мире, обусловливает актуализацию задачи раскрытия творческого потенциала как основного ресурса человека в решении жизненных проблем, преодолении трудностей. Эта задача находит отражение во всех программных документах современной системы образования, в том числе и дошкольного, однако на практике творческому развитию формирующейся личности уделяется недостаточно внимания. В приоритете чаще всего оказывается отработка действий по образцу, предложенному шаблону. Особенно остро стоит вопрос в отношении детей, у которых уже на этапе дошкольного возраста проявляются признаки высокого творческого потенциала. Как показывают результаты исследований, обнаруживается недостаточность знаний педагогов о специфике развития детской одаренности [3; 5].
В современной психологии существуют разные подходы к пониманию развития одаренности. Среди них можно выделить предложенный А. М. Матюшкиным [1] подход к рассмотрению творческой одаренности как предпосылки развития творческой личности (концепцию творческой одаренности). Обучение творческих детей предполагает наличие творческого учителя, творческих методов обучения, новых учебных программ. В русле данной концепции Н. Б. Шумаковой [4] были созданы модель творческого междисциплинарного обучения и технология развития общей одаренности детей. В частности, для старших дошкольников было составлено и реализовано два курса междисциплинарного обучения, для педагогов проводились специальные занятия и тренинги.
В исследованиях, базирующихся на разработанной Л. М. Митиной [2] психологической концепции профессионального развития учителя, показано, что педагоги с высоким уровнем профессионального развития и интегральных личностных характеристик успешны в создании творческой атмосферы на уроке и обеспечении психологического благополучия одаренных детей. Подход к профессиональному развитию педагога как к непрерывному процессу самопроектирования личности и реализации технологии конструктивного изменения поведения учителя (Л. М. Митина) позволяет стимулировать его творческую активность и способствует раскрытию его творческого потенциала.
Результаты проведенных нами исследований современных дошкольников показывают, что признаки творческой одаренности обнаруживаются у 15–20 % детей 5–7 лет, при этом выявляется вариативность в ее проявлениях. У части неординарных дошкольников были выделены трудности в развитии речи, произвольного внимания, самоорганизации. В связи с этим можно сказать, что обучение и воспитание таких детей являются в определенном смысле вызовом для педагога, обусловливают напряжение сил и нервов. Вместе с тем если у педагога будет сформировано отношение к раскрытию творческой одаренности ребенка не только как к цели его работы, но и как к ресурсу для саморазвития, личностного и творческого роста, то он успешнее будет справляться с таким вызовом и получать удовлетворение, радость от своего труда. Важное значение при этом имеют психологическая помощь и поддержка педагога в понимании особенностей развития творческой одаренности, планировании и реализации взаимодействия «педагог — одаренный ребенок», способствующего раскрытию творческого потенциала как ребенка, так и педагога.