Смысловая направленность речи учителя и самораскрытие способностей ученика
Аннотация
Для повышения качества обучения важно, чтобы направленность учителя совпадала с целями образования, что проявляется в смыслах слов и словосочетаний (внутренней речи). Приводятся результаты изучения смысловой направленности речи и самораскрытия способностей двух выборок: учащихся (группа А, N = 329) и учащихся и педагогов (группа Б, N = 116) (общее количество испытуемых — 445 человек).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 289-291 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_289 |
Скорость изменений затрудняет понимание жизни и у взрослого, и у современного школьника. Современный учитель призван не только соответствовать целям образования (в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ), но и создавать условия для становления будущего своих учеников. В этом контексте разрыв между целями образования и реализуемой направленностью педагога становится препятствием к развитию учеников [3].
Изучение порождения речи во взаимосвязи с психологическими факторами, качествами личности является одной из основных задач психолингвистики. Н. И. Жинкин [2] определял внутреннюю речь как субъективный язык, который часто не осознается, но позволяет более полно передавать информацию. Внутренняя речь и субъективный язык человека являются характеристиками его индивидуальности.
При изучении Я-концепции по методике Куна-Макпартленда исследовались тексты самоописания. Категории способностей (слова и словосочетания), включенные в самоописание — в Я-концепцию, определяются В. С. Чернявской [4] как критерии самораскрытия способностей. Материалом для диагностики и анализа выступили языковые конструкты и форма: глагол, существительное или прилагательное. Результаты наших исследований показали, что глаголы используются в обозначении собственных способностей у 77 % подростков 13–14 лет [1]. Учитель влияет на понимание учащимся себя как человека, имеющего способности. В наших исследованиях самораскрытия способностей обнаружена прямая связь влияния учителя и объема Я-концепции подростка (0,66). В свою очередь, количество слов в Я-концепции коррелирует с самораскрытием способностей [1].
В исследовании самораскрытия способностей у учащихся использован опросник факторов самораскрытия способностей (В. С. Чернявская) [4]. Для анализа взято утверждение, направленное на выявление степени влияния учителя на самораскрытие способностей школьника (табл. 1).
Таблица 1