Психологические факторы развития профессиональной компетенции слушателей курса повышения квалификации в системе народного образования
Аннотация
В статье речь идет о психологических методах изучения и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе народного образования Республики Узбекистан.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 286-288 |
УДК | 159 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_286 |
Изменения в мировой системе образования рассматриваются как важный критерий социально-экономических и политических реформ. Актуальными являются акцентирование внимания на приоритетах системного реформирования общего среднего образования, повышение на новый качественный уровень духовно-нравственной и интеллектуальной зрелости учащихся, применение инновационных форм и методов обучения [3].
Из 504 тыс. педагогов, работающих в школах Республики Узбекистан, 60 тыс. имеют среднее образование, а 190 тыс. вообще не имеют квалификации. Знаний и навыков многих педагогов недостаточно. Для определения приоритетов системного реформирования вузовского и внешкольного образования создана нормативно-правовая база повышения квалификации и переподготовки кадров. В частности, государственная программа по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг. и Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 г. предусматривают развитие профессиональных качеств педагогов, создание возможности для научной работы и повышения их статуса в обществе. В частности, было указано: «До конца 2022 года совместно с тренерскими группами обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках» [1].
Дальнейшее развитие системы народного образования в нашей стране, исследование факторов, способных прямо и косвенно влиять на качество образования и воспитания, выработка практических предложений и решений по повышению статуса и репутации педагогической профессии — важные вопросы, стоящие перед педагогами и психологами.
Педагоги и психологи республики проводили исследования по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности представителей народного образования, в том числе педагогов системы повышения квалификации работников народного образования.
В ходе опытно-экспериментальной работы внимание уделялось анализу взаимного сотрудничества образовательного центра областного управления народного образования, районных, городских методических служб, школьных методических объединений и коллективов учителей.