Дата публикации: 01.04.2024

Психологические факторы развития профессиональной компетенции слушателей курса повышения квалификации в системе народного образования

Аннотация

В статье речь идет о психологических методах изучения и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе народного образования Республики Узбекистан.




Изменения в мировой системе образования рассматриваются как важный критерий социально-экономических и политических реформ. Актуальными являются акцентирование внимания на приоритетах системного реформирования общего среднего образования, повышение на новый качественный уровень духовно-нравственной и интеллектуальной зрелости учащихся, применение инновационных форм и методов обучения [3].

Из 504 тыс. педагогов, работающих в школах Республики Узбекистан, 60 тыс. имеют среднее образование, а 190 тыс. вообще не имеют квалификации. Знаний и навыков многих педагогов недостаточно. Для определения приоритетов системного реформирования вузовского и внешкольного образования создана нормативно-правовая база повышения квалификации и переподготовки кадров. В частности, государственная программа по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг. и Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 г. предусматривают развитие профессиональных качеств педагогов, создание возможности для научной работы и повышения их статуса в обществе. В частности, было указано: «До конца 2022 года совместно с тренерскими группами обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках» [1].

Дальнейшее развитие системы народного образования в нашей стране, исследование факторов, способных прямо и косвенно влиять на качество образования и воспитания, выработка практических предложений и решений по повышению статуса и репутации педагогической профессии — важные вопросы, стоящие перед педагогами и психологами.

Педагоги и психологи республики проводили исследования по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности представителей народного образования, в том числе педагогов системы повышения квалификации работников народного образования.

В ходе опытно-экспериментальной работы внимание уделялось анализу взаимного сотрудничества образовательного центра областного управления народного образования, районных, городских методических служб, школьных методических объединений и коллективов учителей.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года «Об утверждении Национальной программы развития народного образования на 2022–2026 годы». — URL: <a href="https://lex.uz/docs/6008663" target="_blank">https://lex.uz/docs/6008663</a> (дата обращения: 16.04.2024).
2. Фельдштейн, Д. И. Психoлoгия рaзвивaющейся личнocти / Д. И. Фельдштейн. — Москва : Институт практической психологии ; Вoрoнеж : МOДЭК, 1996. — 127 c.
3. Хекхaузен, X. Мoтивaция и деятельнoсть : пер. с нем. / Х. Хекхaузен ; коммент. и предисл. Л. И. Aнцыферoвoй, Б. М. Величкoвскoгo. — Москва : Педaгoгикa, 1986. — Т. 2. — 392 с.
4. Чеcнoкoвa, И. И. К вoпрocу o единcтве caмocoзнaния и мoтивaциoннoй cферы личнocти / И. И. Чеcнoкoвa // Мoтивaционная регуляция деятельнocти и пoведения личнocти : тем. сб. науч. работ / ред. Л. И. Анцыферова. — Москва, 1998.
5. Шaвыринa, Г. В. Кoнференция пo прoблемaм личнocтнoгo и прoфеccиoнaльнoгo рaзвития педaгoгa / Г. В. Шaвыринa // Вoпрocы пcихoлoгии. — 2010. — № 4. — C. 169–172.

Остальные статьи