Мотивационный дизайн школьных учебников (на примере европейских учебников по родному языку)
Аннотация
В статье проводится анализ содержания учебных заданий европейских школьных учебников по родному языку в фокусе мотивационного дизайна. Исследование охватывает различные аспекты использования текстов и упражнений, направленных на стимулирование мотивации и интереса учащихся к изучению родного языка. Результаты анализа позволяют выявить особенности успешного мотивационного дизайна, способного обеспечить интерес школьника к учебному материалу. Для проведения анализа была использована модель мотивации Джона Келлера, которая предлагает проектировать обучение, в том числе учебные задания, применяя четыре компонента: внимание, актуальность, уверенность и удовлетворенность обучающихся.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 253-268 |
УДК | 373.1 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_253 |
Введение
Школьные учебники по-прежнему играют значительную роль в образовательном процессе, поэтому разработка учебников, которые будут мотивировать учащихся к активному участию в учебной деятельности, не перестает быть актуальной [1], ведь мотивация является важной составляющей успешного обучения. «Мотивация — это ключевой внутренний фактор, определяющий успешность учебной деятельности. Проблемы с мотивацией, нежелание учиться и отсутствие к этому интереса создают основные препятствия в современном школьном образовании, с которыми сталкиваются многие педагоги. Учебная мотивация представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности» [2, с. 8].
Д. Макклелланд считает, что школьная литература имеет значительное воздействие на формирование мотивации поведения человека в обществе. Учебники создаются представителями определенных слоев общества, которые передают типичные для него мотивационные коды. Следовательно, в учебниках могут отражаться преобладающие мотивационные тенденции, характерные для общества в целом. Он полагает, что «в большинстве стран органы образования уделяют большое внимание тому, чтобы дети читали в школе то, что считается правильным. То, что органы образования считают рекомендованным читать детям, вполне может отражать мотивационные идеи, занимать ключевое место в сознании людей в конкретной стране» [23, p. 432]. Иными словами, изучение в том числе и мотивационного содержания учебников определяется следующим потенциалом: в зависимости от того, какие мотивы «культивируются» в школьной литературе и как учитывается стремление обучающихся к достижениям, связанным с успехом в жизни и карьере, можно сделать выводы о том, насколько вероятным и успешным может быть будущий путь представителей целевой аудитории, которые обучались по этим учебникам.
В настоящей статье мы рассмотрим понятие мотивационного дизайна, в том числе мотивационного дизайна школьных учебников по родному языку, на примере европейских учебников, основные принципы и подходы к их разработке.
Мотивационный дизайн — одно из направлений в педагогическом дизайне, которое направлено на изучение изменений в мотивации человека к той или иной деятельности. Мотивационный дизайн включает в себя инструментарий, с помощью которого можно повысить вовлеченность обучающихся в процесс и достичь определенных результатов обучения [15; 16; 20]. Помимо этого он включает создание стимулирующей и поддерживающей учебной среды, использование вовлекающего контента, а также разнообразных методов обучения, которые максимально подходят к индивидуальным потребностям и интересам обучающихся.