Дата публикации: 01.04.2024

Мотивационный дизайн школьных учебников (на примере европейских учебников по родному языку)

Аннотация

В статье проводится анализ содержания учебных заданий европейских школьных учебников по родному языку в фокусе мотивационного дизайна. Исследование охватывает различные аспекты использования текстов и упражнений, направленных на стимулирование мотивации и интереса учащихся к изучению родного языка. Результаты анализа позволяют выявить особенности успешного мотивационного дизайна, способного обеспечить интерес школьника к учебному материалу. Для проведения анализа была использована модель мотивации Джона Келлера, которая предлагает проектировать обучение, в том числе учебные задания, применяя четыре компонента: внимание, актуальность, уверенность и удовлетворенность обучающихся.




Введение

Школьные учебники по-прежнему играют значительную роль в образовательном процессе, поэтому разработка учебников, которые будут мотивировать учащихся к активному участию в учебной деятельности, не перестает быть актуальной [1], ведь мотивация является важной составляющей успешного обучения. «Мотивация — это ключевой  внутренний фактор, определяющий успешность учебной деятельности. Проблемы с мотивацией, нежелание учиться и отсутствие к этому интереса создают основные препятствия в современном школьном образовании, с которыми сталкиваются многие педагоги. Учебная мотивация представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности» [2, с. 8].

Д. Макклелланд считает, что школьная литература имеет значительное воздействие на формирование мотивации поведения человека в обществе. Учебники создаются представителями определенных слоев общества, которые передают типичные для него мотивационные коды. Следовательно, в учебниках могут отражаться преобладающие мотивационные тенденции, характерные для общества в целом. Он полагает, что «в большинстве стран органы образования уделяют большое внимание тому, чтобы дети читали в школе то, что считается правильным. То, что органы образования считают рекомендованным читать детям, вполне может отражать мотивационные идеи, занимать ключевое место в сознании людей в конкретной стране» [23, p. 432]. Иными словами, изучение в том числе и мотивационного содержания учебников определяется следующим потенциалом: в зависимости от того, какие мотивы «культивируются» в школьной литературе и как учитывается стремление обучающихся к достижениям, связанным с успехом в жизни и карьере, можно сделать выводы о том, насколько вероятным и успешным может быть будущий путь представителей целевой аудитории, которые обучались по этим учебникам.

В настоящей статье мы рассмотрим понятие мотивационного дизайна, в том числе мотивационного дизайна школьных учебников по родному языку, на примере европейских учебников, основные принципы и подходы к их разработке.

Мотивационный дизайн — одно из направлений в педагогическом дизайне, которое направлено на изучение изменений в мотивации человека к той или иной деятельности. Мотивационный дизайн включает в себя инструментарий, с помощью которого можно повысить вовлеченность обучающихся в процесс и достичь определенных результатов обучения [15; 16; 20]. Помимо этого он включает создание стимулирующей и поддерживающей учебной среды, использование вовлекающего контента, а также разнообразных методов обучения, которые максимально подходят к индивидуальным потребностям и интересам обучающихся.

Список литературы

1. Dinçer, S. The effects of materials based on ARCS Model on motivation : A metaanalysis / S. Dinçer // İlköğretim Online. — 2020. — Vol. 19, № 2. — Р. 1016–1042.
2. Woven Words. Textbook in English for Class XI (Elective Course) / National Council of Educational Research and Training. — URL: <a href="https://www.amazon.com/Woven-WordsTextbook-English-Class/dp/8174505148" target="_blank">https://www.amazon.com/Woven-WordsTextbook-English-Class/dp/8174505148</a> (date of the application: 09.04.2024).
3. Shahmohammadi, N. Content analysis of elementary science text books based on the achievement motivation constructs / N. Shahmohammadi // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2013. — № 84. — Р. 426–430.
4. W. Neuman. — Pearson : Pearson Education Limited, 2014. — 640 p.
5. McClelland, D. Human motivation / D. McClelland. — New York : Cambridge University Press, 1985. — 663 p.
6. Main, R. G. Integrating motivation into the instructional design process / R. G. Main // Educational Technology. — 1993. — Vol. 3, № 12. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> learntechlib.org/p/170960/ (date of the application: 08.04.2024).
7. Lau, S. H. Understanding the behavior changes in belief and attitude among experienced and inexperienced learning object users / S. H. Lau, P. C. Woods // Computers & Education. — 2009. — Vol. 52, № 2. — Р. 333–342.
8. Krippendorff, K. Intrinsic motivation and human-centred design / K. Krippendorff // Theoretical Issues in Ergonomics Science. — 2004. — Vol. 5, № 1. — Р. 43–72.
9. Keller, J. M. Motivational design for learning and performance : The ARCS model approach / J. M. Keller. — New York : Springer, 2010. — 323 p.
10. Keller, J. M. First principles of motivation to learn and e-learning / J. M. Keller // Distance Education. — 2008. — Vol. 29, № 2. — Р. 175–185.
11. Keller, J. M. Motivational design of instruction / J. M. Keller // Instructional Theories and Model : An Overview of Their Current Status / ed. by C. M. Reigeluth.— Hillsdale, 1983.— P. 383–434.
12. Keller, J. M. Motivation and Instructional Design : A Theoretical Perspective / J. M. Keller // Journal of Instructional Development. — 1979. — Vol. 2, № 4. — Р. 26–34.
13. Hackman, J. R. Motivation through the design of work: test of a theory / J.R. Hackman, G. R. Oldham // Organizational Behavior and Human Performance. — 1976. — Vol. 16, № 2. — P. 250–279.
14. Eccles, J. S. Motivational beliefs, values, and goals / J. S. Eccles, A. Wigfield // Annual Review of Psychology. — 2002. — Vol. 53, № 1. — Р. 109–132.
15. Батаева, Е. В. Мотивационный контент-анализ учебников по литературе для начальной школы в контексте теории Д. Макклелланда / Е. В. Батаева // Образование и наука. — 2018. — Т. 20, № 1. — С. 136–151.
16. Cobb, C. The use of an animated pedagogical agent as a mnemonic device to promote learning and motivation in online education : Unpublished doctoral dissertation / C. Cobb. — Texas : Walden University, 2013. — 122 p.
17. : Digitales Schulbuch. — URL: <a href="https://www.click-and-study.de" target="_blank">https://www.click-and-study.de</a> (date of the application: 09.04.2024).
18. Buchners Kompendium Deutsche. Literatur NEU : click & study
19. Хэтти, Дж. Видимое обучение для учителей. Как повысить эффективность педагогической работы / Дж. Хэтти ; пер. А. М. Самсонова. — Москва : Национальное образование, 2021. — 311 с.
20. Хэтти, Дж. Видимое обучение: cинтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников / Дж. Хэтти ; пер. Н. В. Селиванова ; под ред. В. К. Загвоздкина, Е. А. Хамраевой. — Москва : Национальное образование, 2017. — 496 с.
21. Фишер, Д. Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день / Д. Фишер, Н. Фрей, Дж. Хэтти ; пер. А. М. Соловьева. — Москва : Альпина Паблишер, 2021. — 300 с.
22. Окольская, Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании учебников для начальной школы: сегодня и 20 лет назад / Л. А. Окольская // Вопросы образования. — 2007. — № 2. — С. 68–85.
23. Мильман, В. Э. Мотивация творчества и роста: структура, диагностика, развитие: теоретическое, экспериментальное и прикладное исследование диалектики созидания и потребления : монография / В. Э. Мильман. — Москва : Мирея, 2005. — 166 с.
24. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова. — Москва : Академия, 1990. — 192 с.
25. Крюкова, Н. А. Учебная мотивация в системе высшего образования : монография / Н. А. Крюкова, А. Н. Неврюев, Т. К. Чернышева ; под ред. В. Н. Пуляевой. — Москва : Русайнс, 2019. — 176 с.
26. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 512 с.
27. Гордеева, Т. О. Мотивация школьников XXI века: практические советы : метод. пособие / Т. О. Гордеева. — Москва : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. — 135 с.

Остальные статьи