«Власть над куррикулумом»: как происходит реконтекстуализация в учительских практиках (на примере конкурсных открытых уроков)
Аннотация
Статья посвящена одному из ключевых вопросов современной педагогики — трансформации содержания образования. Зарубежные исследования (теория Б. Бернстейна) увязывают разрывы между уровнями куррикулума со свободой действий акторов образовательного процесса в борьбе за власть над ним. Использование данного подхода проливает свет на роль учителей в реконтекстуализации куррикулума. В статье предлагается попытка интерпретации содержания куррикулума участниками конкурсов профессионального мастерства с позиции теории Б. Бернстейна. В качестве принципиального вывода выдвигается тезис о доминировании власти учителя над всеми элементами педагогического дизайна урока и формировании нормы преподавания, редуцированной по своей сути и потенциалу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 222-237 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_222 |
Введение. Постановка проблемы
В 2021/22 учебном году завершили образование первые одиннадцатиклассники, прошедшие все уровни школьного образования после введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 2009–2012 гг. Это стало поводом для дискуссии о результатах их внедрения [1]. Уже в 2022–2023 гг. в России активно заговорили о реформе школьного образования, в том числе преподавания истории [1]. История представляется системообразующим элементом смыслов образования, находясь на пересечении между разными образовательными результатами, предписанными регламентирующими документами [1]. В то же время именно история оказывается наиболее дебатируемым предметом среди теоретиков и экспертов: какие темы включать, какие смысловые акценты расставлять, какие методические приемы использовать [1].
Проблема достижения идеального куррикулума относится к числу «вечных» в педагогике. На разных этапах развития человечества множество государств пыталось подступиться к ее решению, начиная общественную дискуссию о том, какой должна быть образовательная система и зачем она нужна. Предположение о том, что разные стейкхолдеры смогут договориться о целях и смыслах образования, сформулировать единый набор требований к результату, содержанию, инфраструктуре, чтобы затем начать повсеместное внедрение итогов дискуссии, заставляет исследователей изучать образование с позиции регулятора, задаваясь вопросом: что из запланированного удалось реализовать?
Рассмотрение образовательного процесса с позиции регулятора, которому нужно провести определенный список реформ для достижения целевого состояния образовательной системы, имеет давнюю традицию в зарубежных исследованиях [6; 7; 8]. Авторы спорят о целях реформирования, планах реализации реформ, измерении результатов предложенных изменений. В рамках этого направления в исследованиях выделяется несколько уровней куррикулума, что позволяет отслеживать, насколько запланированные изменения «дошли до урока» [1]. Стало быть, на сегодняшний день, имея первых «фгосовских» выпускников, целесообразно обратиться к тому, каким образом трансформировались урок, его форма и содержание при внедрении в российскую школу стандартов второго поколения [3].