Дата публикации: 01.04.2024

«Власть над куррикулумом»: как происходит реконтекстуализация в учительских практиках (на примере конкурсных открытых уроков)

Аннотация

Статья посвящена одному из ключевых вопросов современной педагогики — трансформации содержания образования. Зарубежные исследования (теория Б. Бернстейна) увязывают разрывы между уровнями куррикулума со свободой действий акторов образовательного процесса в борьбе за власть над ним. Использование данного подхода проливает свет на роль учителей в реконтекстуализации куррикулума. В статье предлагается попытка интерпретации содержания куррикулума участниками конкурсов профессионального мастерства с позиции теории Б. Бернстейна. В качестве принципиального вывода выдвигается тезис о доминировании власти учителя над всеми элементами педагогического дизайна урока и формировании нормы преподавания, редуцированной по своей сути и потенциалу.




Введение. Постановка проблемы

В 2021/22 учебном году завершили образование первые одиннадцатиклассники, прошедшие все уровни школьного образования после введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 2009–2012 гг. Это стало поводом для дискуссии о результатах их внедрения [1]. Уже в 2022–2023 гг. в России активно заговорили о реформе школьного образования, в том числе преподавания истории [1]. История представляется системообразующим элементом смыслов образования, находясь на пересечении между разными образовательными результатами, предписанными регламентирующими документами [1]. В то же время именно история оказывается наиболее дебатируемым предметом среди теоретиков и экспертов: какие темы включать, какие смысловые акценты расставлять, какие методические приемы использовать [1].

Проблема достижения идеального куррикулума относится к числу «вечных» в педагогике. На разных этапах развития человечества множество государств пыталось подступиться к ее решению, начиная общественную дискуссию о том, какой должна быть образовательная система и зачем она нужна. Предположение о том, что разные стейкхолдеры смогут договориться о целях и смыслах образования, сформулировать единый набор требований к результату, содержанию, инфраструктуре, чтобы затем начать повсеместное внедрение итогов дискуссии, заставляет исследователей изучать образование с позиции регулятора, задаваясь вопросом: что из запланированного удалось реализовать?

Рассмотрение образовательного процесса с позиции регулятора, которому нужно провести определенный список реформ для достижения целевого состояния образовательной системы, имеет давнюю традицию в зарубежных исследованиях [6; 7; 8]. Авторы спорят о целях реформирования, планах реализации реформ, измерении результатов предложенных изменений. В рамках этого направления в исследованиях выделяется несколько уровней куррикулума, что позволяет отслеживать, насколько запланированные изменения «дошли до урока» [1]. Стало быть, на сегодняшний день, имея первых «фгосовских» выпускников, целесообразно обратиться к тому, каким образом трансформировались урок, его форма и содержание при внедрении в российскую школу стандартов второго поколения [3].

Теоретическая рамка исследования

Список литературы

1. 1. Баженов, О. А. Реконтекстуализация в системе подходов к изучению содержания школьного образования / О. А. Баженов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 19–32.
2. Bazhenov, O. A. Rekontekstualizaciya v sisteme podxodov k izucheniyu soderzhaniya shkol`nogo obrazovaniya/O. A.Bazhenov //Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2022. — № 6. — S. 19–32.
3. 2. Бернстейн, Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса / Б. Бернстейн ; [пер. с англ. И. В. Борисовой] ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. — Москва : Просвещение, 2008. — 272 с.
4. Bernstejn, B. Klass, kody` i kontrol`: struktura pedagogicheskogo diskursa / B. Bernstejn ; [per. s angl. I. V. Borisovoj] ; Moskovskaya vy`sshaya shkola social`ny`x i e`konomicheskix nauk. — Moskva : Prosveshhenie, 2008. — 272 s.
5. 3. Федоров, О. Д. Урок между молотом и наковальней: учительские практики и дидактические концепции содержания образования / О. Д. Федоров // Преподавание истории в школе.— 2021. — № 6. — С. 5–9.
6. Fedorov, O. D. Urok mezhdu molotom i nakoval`nej: uchitel`skie praktiki i didakticheskie koncepcii soderzhaniya obrazovaniya / O. D. Fedorov // Prepodavanie istorii v shkole. — 2021. — № 6. — S. 5–9.
7. 4. Claúdia, V. Galian Recontextualization and the level of demand of conceptual school knowledge / V. Claúdia // Educacao e Pesquisa. — 2011. — Vol. 37, № 4. — P. 763–778.
8. 5. Curriculum contexts, recontextualisation and attention for higher-order thinking / U. Krause, T. Béneker, J. van Tartwijk, V. Maier // London Review of Education. — 2021. — Vol. 19, № 1. — DOI: 10.14324/LRE.19.1.24
9. 6. Kelly, A. V. The curriculum : Theory and practice / A. V. Kelly. — London : Sage, 2009. — 336 p.
10. 7. Kridel, C. Encyclopedia of Curriculum Studies / C. Kridel. — Thousand Oaks : Sage, 2010. — 1064 p.
11. 8. Liu, Y. Educational reform in China : Tensions in national policy and local practice / Y. Liu, M. Dunne // Comparative Education. — 2009. — Vol. 45, № 4. — P. 461–476.
12. 9. Sikoyo, L. N. Primary teachers’ recontextualization of a curriculum innovation in Uganda / L. N. Sikoyo // University of Cape Town, Faculty of Humanities, School of Education, 2007 : [Thesis]. — URL: <a href="http://hdl.handle.net/11427/8219" target="_blank">http://hdl.handle.net/11427/8219</a> (date of the applic
13. 10. Wragg, E. C. An Introduction to Classroom Observation / E. C. Wragg. — London : Routledge, 2012. — 168 p.
14. 11. Yoon, J. Control and agency in student-teacher relations: a cross-cultural perspective on Finnish and Korean comprehensive schools / J. Yoon, M. Rönnlund // Education Inquiry. — 2021. — Vol. 12, № 1. — P. 54–72.

Остальные статьи