Дата публикации: 01.04.2024

Формирование когнитивных стратегий и внутренней позиции студентов технического вуза в проектной деятельности

Аннотация

В статье сопоставлены понятия инженерного и технического мышления, представлен краткий обзор современных исследований инженерного мышления. Авторы проанализировали новую технологию преподавания курсового проектирования по дисциплине «Детали машин» как реализацию принципов развивающего обучения в высшем техническом образовании. Проанализированы психолого-педагогические условия формирования когнитивных стратегий инженерного мышления и внутренней позиции будущего инженера, намечены перспективы дальнейших исследований.




Стремительное обновление технологического уклада современного общества в условиях цифровизации экономики требует инновационных форм подготовки инженерных кадров. Теоретический анализ исследований технического и инженерного мышления, а также процессов их формирования в профессиональном обучении [1; 2; 5; 7; 9; 11; 12] показывает, что в настоящее время имеется противоречие между потребностью современного технического образования в актуальной научной информации о формировании когнитивных функций, а также личностных предпосылок профессионализации в высшем техническом образовании и недостаточной изученностью существующих образовательных практик с точки зрения наук об образовании.

В отечественной педагогической психологии хорошо известны исследования технического мышления, проведенные Т. В. Кудрявцевым [11; 12]. Эти исследования существенно продвинули понимание содержания и структуры мышления инженера. Т. В. Кудрявцев настаивал, что специфика технического мышления заключается не в формальнооперациональном его характере, а в содержательно-психологической структуре, которая включает абстрактно-теоретическую, образную и конструктивно-практическую составляющие. Такая структура определяется спецификой задач, стоящих перед инженерами-проектировщиками. При этом на разных этапах проектирования больший удельный вес приобретает либо понятийная, либо образная, либо практическая составляющая мышления инженера. Т. В. Кудрявцев взял за основу позицию С. Л. Рубинштейна [17], согласно которой выделяются два основных вида мыслительных действий (анализ и синтез), а особенности мыслительного процесса определяются стоящей перед человеком задачей. Таким образом, важнейшим допущением Т. В. Кудрявцева является представление о техническом мышлении как о понятийно-образно-практическом по структуре и оперативном по характеру процессе. Последнее обосновывается тем, что этот вид мышления связан с постановкой целей, планов, проектов, прогнозов, что часто осуществляется в условиях дефицита времени. Эти представления о техническом мышлении согласуются с зарубежными исследованиями, где на основе метаанализа литературы рассмотрены различия между инженерным мышлением в научно-исследовательской и в проектной деятельности [22].

Исследования Т. В. Кудрявцева и его учеников в области структуры и содержания технического мышления осуществлялись преимущественно в рамках аналитической психологической школы, связанной с исследованием отдельных психических функций (в данном случае — мышления). В значительно меньшей степени в этих исследованиях уделялось мотивационным и смысловым аспектам труда инженера, что существенно ограничивало поле исследования творческого момента этой деятельности. Недостаточный учет побудительных и смысловых процессов и реализуемых ими функций в мышлении инженера приводит к урезыванию поля исследования творческого процесса. В преодолении этой недостаточности важную роль играет смысловая теория мышления О. К. Тихомирова [19], которая открыла целое направление исследований влияния мотива на процесс мышления через интеллектуальные эмоции, которые играют решающую роль в интеграции отдельных мыслительных актов в целостную мыслительную деятельность. При этом смысл задачи и особенности мотивации субъекта определяют сценарий решения задачи: личностно-смысловой или объективно-познавательный.

Поскольку исследования мышления инженера убедительно доказали значение образной составляющей в его структуре, в указанном контексте большое значение приобретают работы В. П. Зинченко [8] в области визуального мышления. Визуальное мышление выступает как деятельность по созданию новых образов, которые обладают свойствами автономности и свободы по отношению к объектам восприятия.

Эти образы — результат сложной внутренней деятельности субъекта, которая испытывает влияние смыслового аспекта ситуации и является подлинно творческой по своему характеру. Перцептивная деятельность не просто участвует в процессах решения задач — язык образов в не меньшей степени, чем речь, является средством моделирования проблемной ситуации и, соответственно, инструментом мыслительной деятельности.

Список литературы

1. Лебедева, Т. Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов / Т. Н. Лебедева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 4/3. — С. 66–68.
2. Putilova, E. A. Engineering thinking and its role in modern industry / E. A. Putilova, A. V. Shutaleva // AIP Conference Proceedings. — 2022. — Vol. 2456, № 1. — 030033. — <a href="https://doi.org/10.1063/5.0074665" target="_blank">https://doi.org/10.1063/5.0074665</a>
3. Mingaleva, Z. A. Development of engineering students competencies based on cognitive technologies in conditions of industry 4.0 / Z. A. Mingaleva, N. A. Vukovic // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCR
4. Kelley, T. R. Cognitive Processes of Students Participating in Engineering-focused Design Instruction / T. R. Kelley // Journal of Technology Education. — 2008. — Vol. 19, № 2. — P. 50–64. — DOI: 10.21061/jte.v19i2.a.4
5. Engineering Thinking : The Experts’ Perspective / S. Waks, E. Trotskovsky, N. Sabag, O. Hazzan // International Journal of Engineering Education. — 2011. — Vol. 27, № 4. — P. 838–851.
6. Dixon, R. A. Selected Core Thinking Skills and Cognitive Strategy of an Expert and Novice Engineer / R. A. Dixon // Journal of STEM Teacher Education. — 2011. — Vol. 48, № 1. — Article 7. — <a href="https://doi.org/10.30707/JSTE48.1" target="_blank">https://doi.org/10.30707/JSTE48.1</a>
7. Dalal, M. Developing a Ways of Thinking Framework for Engineering Education Research / M. Dalal, A. Carberry, L. Archambault // Studies in Engineering Education. — 2021. — Vol. 1, № 2. — P. 108–125.
8. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. — Москва : Изд-во Московского университета, 1984. — 272 с.
9. Соколова, И. Ю. Психологические основы технологии подготовки специалистов в техническом вузе : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Соколова Ирина Юрьевна. — Санкт-Петербург, 1997. — 300 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.— Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 720 с.
11. Ревин, И. А. Методы развития системного инженерного мышления у студентов технического вуза / И. А. Ревин, И. В. Червоная // Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — № 2. — С. 163–171.
12. Психология выбора / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Овчинникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам. — Москва : Смысл, 2015. — 464 с.
13. Лубовский, Д. В. Профессиональное самоопределение выпускников полной средней школы и студентов-первокурсников бакалавриата / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 164–173. — DOI: 10.51944/2073-8544_20
14. Влазнев, А. И. Теория и практика развития технического творчества студентов вузов : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Влазнев Алексей Иванович. — Екатеринбург, 1997. — 356 с.
15. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач) / Т. В. Кудрявцев. — Москва : Педагогика, 1975. — 304 с.
16. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Кудрявцев Товий Васильевич. — Москва, 1971. — 31 с.
17. Корчажкина, О. М. Составляющие инженерного мышления и роль ИКТ в их формировании / О. М. Корчажкина // Информатика и образование. — 2018. — № 6 (295). — С. 32–38.
18. Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства : матер. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 27 нояб. 2018 г.) : сб. науч. ст. и тез. / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Урал. гум. ин-т, департамент философии, к
19. Зинченко, В. П. Исследование визуального мышления / В. П. Зинченко // Психологическое наследие. — Москва, 2019. — С. 198–212.
20. Зиновкина, М. М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии) : монография / М. М. Зиновкина. — Москва : МГИУ, 1996. — 284 с.
21. Зеер, Э. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Зеер Эвальд Фридрихович. — Свердловск, 1988. — 348 с.
22. Занфирова, Л. В. Формирование технического мышления в процессе подготовки студентов агроинженерных вузов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Занфирова Лариса Вячеславовна. — Москва, 2008. — 210 с.
23. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
24. Гуружапов, В. А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста : монография / В. А. Гуружапов. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с.
25. Гильбух, Ю. З. Что такое техническое мышление? / Ю. З. Гильбух // Трудовое обучение. — 1986. — № 6. — С. 27–32.

Остальные статьи