Социально-психологические особенности развития современных детей
Аннотация
Изменения исторической и социальной ситуации обусловливают качественные психические, психофизиологические и личностные изменения современных детей. В статье рассматриваются социально-психологические особенности развития современных детей, акцент сделан на особенностях развития подростков. Приведены данные, отражающие состояние физического и психического здоровья детей. Выделены особенности социальной ситуации развития современных подростков. Рассматриваются как положительные, так и отрицательные последствия влияния Интернета, социальных сетей, компьютерных технологий на интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка. Представлены результаты эмпирических исследований «виртуального аутизма», медиамногозадачности, отношения учеников к школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 78-88 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_78 |
Современный мир характеризуется высоким уровнем неустойчивости, неопределенности, при этом большими скоростями, как в физическом передвижении, так и в потоке информации. Произошли изменения в принятых ранее способах действия: коммуникации, обучении, игре, творчестве, покупках и продажах, оценке других и т. д. Эти макросоциальные изменения обусловливают цепь количественных и качественных трансформаций в психическом, психофизиологическом и личностном развитии современных детей. Это, в свою очередь, определяет необходимость пересмотра способов воспитания и обучения, а соответственно и профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. Одной из актуальных проблем системы образования является необходимость овладения педагогами знаниями в области психологии современного ребенка.
Многочисленные научные публикации последних лет свидетельствуют об эволюции современного человека. Выявлены эпохальные сдвиги, так называемые «секулярные тренды»: децелерация, тенденция к леворукости, ювенилизация, грацилизация, андрогиния и т. д. Зафиксирована тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию астенизации телосложения, к отставанию в приросте мышечной силы. За последние 20–30 лет отмечается смещение периодов кризисного развития на более поздние сроки, изменяются границы возрастных этапов развития, подростковый возраст затягивается до 21–24 лет. В подростковом возрасте образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и осознания подростком своей взрослости и независимости [3].
Популяционные исследования показывают наличие значительной группы детей с различными проявлениями дизонтогенеза. Согласно статистике распространенность основных форм психических заболеваний детей каждые 10 лет возрастает на 10–15 %. При этом причиной 70 % инвалидности с детства являются нервно-психические заболевания, а приблизительно у 20 % детей фиксируются минимальные мозговые дисфункции. Ощутимо растет категория детей «пограничная между нормой и патологией» по нейропсихологическим показателям, с проявлением психологических проблем на уровне собственно клинических форм нарушений, пограничных состояний, субнормативных вариантов развития. В этом значительном количестве детей с ограниченными возможностями здоровья общее психическое недоразвитие отмечается у 22,5 %, а у 26,5 % — дисгармоническое развитие (психопатии) [3]. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астеноневротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) все чаще отмечаются у учащихся старших классов школ. В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием [13]. Особую группу представляют учащиеся с наследственными или приобретенными хроническими заболеваниями (онкологические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, ослабление иммунитета, сахарный диабет, астма, аллергия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни костных тканей и внутренних органов и др.), их количество, к сожалению, также увеличивается [5].
Нарушения здоровья детей и подростков, безусловно, сказываются на процессе школьного обучения. Учителя отмечают у современных подростков повышенную утомляемость, проблемы внимания, памяти, пониженные стрессоустойчивость и работоспособность.
Однако меняются не только психофизиологические характеристики детей. Социальная ситуация развития современного ребенка также характеризуется рядом особенностей, в частности отчуждением родителей от мира детства; недостаточным уровнем родительской компетентности; формализацией школьного микросоциума. Интернет и смартфоны стали постоянными составляющими сопровождения развития ребенка. Дариус Лескаускас [22] анализирует проблему цифровых устройств в жизни ребенка с позиции их функции в качестве вспомогательного Эго в повседневной жизни. В гаджете сосредоточены важные для ребенка коммуникативные параметры — звуки человеческого голоса, изображения человека, что стимулирует интерес к этому устройству и потребность в нем. Автор полагает, что эта ситуация меняет шаблоны воспитания детей и подростков и их психологический статус, разрывая складывавшиеся веками связи детско-родительских отношений. В результате поколение растет в отсутствие оппозиции родителей, авторитета и поведенческих регламентов, в состоянии эмоциональной самоизоляции и нарушенной привязанности. Новое поколение детей полагается на Интернет как на вспомогательное Эго, которое необходимо им в тревожный период формирования идентичности [12].