Дата публикации: 01.10.2022

Социально-психологические особенности развития современных детей

Аннотация

Изменения исторической и социальной ситуации обусловливают качественные психические, психофизиологические и личностные изменения современных детей. В статье рассматриваются социально-психологические особенности развития современных детей, акцент сделан на особенностях развития подростков. Приведены данные, отражающие состояние физического и психического здоровья детей. Выделены особенности социальной ситуации развития современных подростков. Рассматриваются как положительные, так и отрицательные последствия влияния Интернета, социальных сетей, компьютерных технологий на интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка. Представлены результаты эмпирических исследований «виртуального аутизма», медиамногозадачности, отношения учеников к школе.




Современный мир характеризуется высоким уровнем неустойчивости, неопределенности, при этом большими скоростями, как в физическом передвижении, так и в потоке информации. Произошли изменения в принятых ранее способах действия: коммуникации, обучении, игре, творчестве, покупках и продажах, оценке других и т. д. Эти макросоциальные изменения обусловливают цепь количественных и качественных трансформаций в психическом, психофизиологическом и личностном развитии современных детей. Это, в свою очередь, определяет необходимость пересмотра способов воспитания и обучения, а соответственно и профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. Одной из актуальных проблем системы образования является необходимость овладения педагогами знаниями в области психологии современного ребенка.

Многочисленные научные публикации последних лет свидетельствуют об эволюции современного человека. Выявлены эпохальные сдвиги, так называемые «секулярные тренды»: децелерация, тенденция к леворукости, ювенилизация, грацилизация, андрогиния и т. д. Зафиксирована тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию астенизации телосложения, к отставанию в приросте мышечной силы. За последние 20–30 лет отмечается смещение периодов кризисного развития на более поздние сроки, изменяются границы возрастных этапов развития, подростковый возраст затягивается до 21–24 лет. В подростковом возрасте образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и осознания подростком своей взрослости и независимости [3].

Популяционные исследования показывают наличие значительной группы детей с различными проявлениями дизонтогенеза. Согласно статистике распространенность основных форм психических заболеваний детей каждые 10 лет возрастает на 10–15 %. При этом причиной 70 % инвалидности с детства являются нервно-психические заболевания, а приблизительно у 20 % детей фиксируются минимальные мозговые дисфункции. Ощутимо растет категория детей «пограничная между нормой и патологией» по нейропсихологическим показателям, с проявлением психологических проблем на уровне собственно клинических форм нарушений, пограничных состояний, субнормативных вариантов развития. В этом значительном количестве детей с ограниченными возможностями здоровья общее психическое недоразвитие отмечается у 22,5 %, а у 26,5 % — дисгармоническое развитие (психопатии) [3]. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астеноневротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) все чаще отмечаются у учащихся старших классов школ. В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием [13]. Особую группу представляют учащиеся с наследственными или приобретенными хроническими заболеваниями (онкологические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, ослабление иммунитета, сахарный диабет, астма, аллергия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни костных тканей и внутренних органов и др.), их количество, к сожалению, также увеличивается [5].

Нарушения здоровья детей и подростков, безусловно, сказываются на процессе школьного обучения. Учителя отмечают у современных подростков повышенную утомляемость, проблемы внимания, памяти, пониженные стрессоустойчивость и работоспособность.

Однако меняются не только психофизиологические характеристики детей. Социальная ситуация развития современного ребенка также характеризуется рядом особенностей, в частности отчуждением родителей от мира детства; недостаточным уровнем родительской компетентности; формализацией школьного микросоциума. Интернет и смартфоны стали постоянными составляющими сопровождения развития ребенка. Дариус Лескаускас [22] анализирует проблему цифровых устройств в жизни ребенка с позиции их функции в качестве вспомогательного Эго в повседневной жизни. В гаджете сосредоточены важные для ребенка коммуникативные параметры — звуки человеческого голоса, изображения человека, что стимулирует интерес к этому устройству и потребность в нем. Автор полагает, что эта ситуация меняет шаблоны воспитания детей и подростков и их психологический статус, разрывая складывавшиеся веками связи детско-родительских отношений. В результате поколение растет в отсутствие оппозиции родителей, авторитета и поведенческих регламентов, в состоянии эмоциональной самоизоляции и нарушенной привязанности. Новое поколение детей полагается на Интернет как на вспомогательное Эго, которое необходимо им в тревожный период формирования идентичности [12].

Список литературы

1. : Psixologicheskoe soprovozhdenie rebenka s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya v pediatricheskom stacionare. — S. 1–11. — Rezhim dostupa: <a href="https://alldef.ru/ru/" target="_blank">https://alldef.ru/ru/</a> articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-firstyea
2. Risman, D. Lonely crowd. The Study of American Character / D. Risman, N. Glaser, R. Danney. — N. Y., 1950. — 392 р.
3. Media multitasking in adolescence / M. S. Cain [et al.] // Psychonomic Bulletin and Review. — 2016. — Vol. 23, № 6. — P. 1932–1941. — doi: 10.3758/s13423-016-1036-3
4. Leskauskas, D. Generation Z — everyday (living with an) auxiliary ego / D. Leskauskas // International Forum of Psychoanalysis. — 2020. — Vol. 29, № 3. — P. 169–174. — doi: 10.1080/0803706X.2019.1699665
5. Effect of early screen media multitasking on behavioural problems in school-age children / P. Srisinghasongkram [et al.] // European Child and Adolescent Psychiatry. — 2021. — Vol. 30. — P. 1281–1297. — doi: 10.1007/s00787-020-01623-3
6. Bronfenbrenner, U. Two worlds of childhood : US and USSR / U. Bronfenbrenner, J. C. Condry Jr. — N. Y. : Russell Sage Foundation, 1970. — 190 p.
7. Чудова, Н. В. Особенности образа Я «жителя» Интернета / Н. В. Чудова // Тез. 2-й Рос. конф. по экол. психологии. — М., 2003. — С. 269–270. Chudova, N. V. Osobennosti obraza Ya «zhitelya» Interneta / N. V. Chudova // Tez. 2-j Ros. konf. po e`kol. psixologi
8. Цвык, И. В. Социальные проблемы информационного общества / И.В. Цвык // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 76–79. Czvy`k, I. V. Social`ny`e problemy` informacionnogo obshhestva / I. V. Czvy`k // Innovacionnaya nauka. — 2016. — № 4. — S. 76–79.
9. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — СПб. : Питер, 2003. — 400 с. Fedotova, L. N. Sociologiya massovoj kommunikacii / L. N. Fedotova. — SPb. : Piter, 2003. — 400 s.
10. Сундиев, И. Ю. Цифровизация — фантастический по силе воздействия фейк [Электронный ресурс] / И. Ю. Сундиев // LiveJournal. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> philologist.livejournal.com/10871945.html (дата обращения:11.10.2022). Sundiev, I. Yu. Cifrovizaciya — fan
11. Сундиев, И. Ю. Теряемое поколение. На смену членам социума пришли узлы в Сети [Электронный ресурс] / И. Ю. Сундиев // Огонек. — 2020. — № 4. — Режим доступа: <a href="https://www.kommersant.ru/doc/4219147" target="_blank">https://www.kommersant.ru/doc/4219147</a> (дата обращения:10.10.2022). Sundiev, I. Yu. Teryaemoe poko
12. . N. Gilemxanova // Kazan. ped. zhurn. — 2021. — № 1. — S. 253–259.
13. Рязанова, А. А. Личностные особенности подростков с высоким уровнем виртуальной аутизации как проблема социально-психологической безопасности образовательной среды / А. А. Рязанова, Э. Н. Гилемханова // Казан. пед. журн. — 2021. — № 1. — С. 253–259. Ryaza
14. Абрамов, М. Г. Самосознание подростков в эпоху Интернета / М. Г. Абрамов // Человек. — 2010. — № 2. — С. 65–70. Abramov, M. G. Samosoznanie podrostkov v e`poxu Interneta / M. G. Abramov // Chelovek. — 2010. — № 2. — S. 65–70.
15. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л. С. Намазова-Баранова [и др.] // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2017. — № 31 : Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педи
16. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) / Т. В. Ермолова [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 89–102. Prioritety` psixologo-pedagogicheskoj raboty` s pokoleniem Z (zarubezhny`j opy`t) / T. V. Er
17. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности / Г. У. Солдатова [и др.] // Совр. заруб. психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — C. 8–21. Mediamnogozadachnost`: ot kognitivny`x funkcij k cifrovoj povsednevnosti / G. U. Soldatova [i dr.]
18. Малетин, С. С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С. С. Малетин // Рос. предпринимательство. — 2017. — Т. 18, № 21. — С. 3347–3360. Maletin, S. S. Osobennosti potrebitel`skogo povedeniya pokoleniya Z / S. S. Maletin // Ros. predprinimate
19. Королева, Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения / Д. О. Королева // Совр. заруб. психология. — 2016. — Т 5, № 2. — С. 55–61. — doi: 10.17759/ jmfp.2016050207 Koroleva
20. Козлова, Н. С. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети / Н. С. Козлова // Матер. III Междунар. науч. конф. «Психологические науки: теория и практика». — М., 2015. — С. 39–42. Kozlova, N. S. Vzaimosvyaz
21. Зверева, Е. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления / Е. А. Зверева, В. А. Хворова // Вестн. НГУ. — 2020. —Т. 19, № 6. — С. 131–140. Zvereva, E. A. Pokoleniya Y i Z: osobennosti mediapotrebleniya / E. A. Zvereva, V. A. Xvorova // Vestn. NGU. — 20
22. Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова // Педагогическое мастерство : матер. VII Междунар. науч. конф. (Москва, 2015 г.). — М., 2015. — С. 41–44. Dargevichene, L. I. Aktual`ny`e p
23. Гусова, А. Д. Психосоматическое нарушение личности / А. Д. Гусова, Е. А. Хаблиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 210–214. Gusova, A. D. Psixosomaticheskoe narushenie lichnosti / A. D. Gusova, E. A. Xabli
24. Воронцова, Э. М. Виртуальное коммуникативное пространство, становление и перспективы его развития : сб. ст. / Э. М. Воронцова // Матер. регион. на87 уч.-практ. конф. Марийского гос. ун-та / под ред. С. Н. Федоровой. — Йошкар-Ола, 2017. — С. 47–55. Voroncz
25. Белоусова, С. А. Психологические особенности современного ребенка / С. А. Белоусова // Матер. Всерос. науч.-пед. форума «Современный ребенок: какой он?» / сост. С. В. Портье [и др.]. — Челябинск, 2018. — С. 8–12. Belousova, S. A. Psixologicheskie osobenno
26. Белозерова, Л. А. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа / Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — Т. 10, вып. 1. — С. 23–32. Bel

Остальные статьи