Дата публикации: 01.04.2024

«Не хочу повторения опыта»: качественное исследование связи личной истории родителей с применяемыми практиками поддержки детской самостоятельности

Аннотация

Поддержка детской самостоятельности — одна из важных задач семейного воспитания. Современная семья часто описывается как отличная от семей предыдущих поколений, причем это отличие связано не только с общественно-историческими изменениями, но и с личной историей взаимодействия с родителями. В связи с этим представляется важным изучить представления родителей о том, как поддерживали самостоятельность их родители и как это повлияло на используемые ими самими практики воспитания. Выделено четыре типа таких представлений. В трех из них родители противопоставляют свои практики практикам своих родителей (отстраненным, чрезмерно опекающим или требовательным), в одном — продолжают родительские практики (сочетающие доверие и предоставление свободы).




Изменения представлений о становлении самостоятельности в современном семейном контексте

Современное родительство характеризуется исследователями как разнообразное и меняющееся [7; 16]. Различные социальные и культурные феномены вносят изменения в то, как ощущает себя родитель, какие практики воспитания кажутся ему правильными на данный момент, какие способы поддержки самостоятельности ребенка используются в повседневном взаимодействии. На поведение родителей также оказывает влияние общественное и экспертное мнение о принципах и механизмах воспитания [6].

Одной из линий, вокруг которой ведется научная и общественная дискуссия, является проблема закономерностей становления и воспитания самостоятельности, в частности независимости и волевого функционирования [19]. Первый аспект касается умения справляться с бытовыми задачами независимо от взрослого [8]. Его противоположностью является зависимость ребенка от родителей. Волевое функционирование подразумевает принятие решений исходя из собственных интересов. Оно противоположно пребыванию под давлением, препятствующему принятию свободных решений (рисунок).

Список литературы

1. 11. Blos, P. The second individuation process of adolescence / P. Blos // The Psychoanalytic Study of the Child. — 1967. — Vol. 22, № 1. — P. 162–186.
2. 12. Bruggen, C. O. van der. Research review : The relation between child and parent anxiety and parental control : a meta-analytic review / C. O. van der Bruggen, G. J. J. M. Stams, S. M. Bögels // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2008. — Vol
3. 13. Clarke, K. The Parental Overprotection Scale : Associations with child and parental anxiety / K. Clarke, P. Cooper, C. Creswell // Journal of Affective Disorders. — 2013. — Vol. 151, № 2. — P. 618–624.
4. 14. Dimensionality of helicopter parenting and relations to emotional, decision-making, and academic functioning in emerging adults / A. M. Luebbe, K. J. Mancini, E. J. Kiel [et al.] // Assessment. — 2018. — Vol. 25, № 7. — P. 841–857.
5. 15. Elkind, D. Ties that stress : The new family imbalance / D. Elkind. — Cambridge : Harvard University Press, 2009. — 260 p.
6. 16. Farkas, M. Conceptualizing parental provision of structure as a major dimension of parenting : Links to parental control and children’s competence : Paper presented at the meeting of the American Educational Research Association / M. Farkas, W. S. Gro
7. 17. Froiland, J. M. Parental autonomy support and student learning goals : A preliminary examination of an intrinsic motivation intervention / J. M. Froiland // Child & Youth Care Forum. — 2011. — Vol. 40, № 2. — P. 135–149.
8. 18.Grolnick, W. S. Issues and Challenges in Studying Parental Control : Toward a New Conceptualization / W. S. Grolnick, E. M. Pomerantz // Child Development Perspectives. — 2009. — Vol. 3, № 3. — P. 165–170. — <a href="https://doi.org/10.1111/j.17508606.2009.0009" target="_blank">https://doi.org/10.1111/j.17508606.2009.0009</a>
9. 19. How to solve the conundrum of adolescent autonomy? : On the importance of distinguishing between independence and volitional functioning / B. Soenens, M.Vansteenkiste, S. Van Petegem [et al.] // Autonomy in Adolescent Development : Towards Conceptual
10. 20. Joussemet, M. Parental consideration of children’s experiences : A critical review of parenting constructs / M. Joussemet, W. S. Grolnick // Journal of Family Theory and Review. — 2022. — Vol. 14, № 4. — P. 593–619.
11. 21. Measurement of parental autonomy support : A review of theoretical concerns and developmental considerations / A. L. McCurdy, K. N. Williams, G. Y. Lee [et al.] // Journal of Family Theory and Review. — 2020. — Vol. 12, № 3. — P. 382–397.
12. 22. Narayan, A. J. Intergenerational transmission and prevention of adverse childhood experiences (ACEs) / A. J. Narayan, A. F. Lieberman, A. S. Masten // Clinical Psychology Review. — 2021. — Vol. 85, № 3. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.cpr.2021.101997" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.cpr.2021.101997</a>
13. 23. Segrin, C. Fostering social and emotional intelligence : What are the best current strategies in parenting? / C. Segrin, J. Flora // Social and Personality Psychology Compass. — 2019. — Vol. 13, № 3. — e12439.
14. 24. Skinner, E. Six dimensions of parenting : A motivational model / E. Skinner, S. Johnson, T. Snyder // Parenting : Science and Practice. — 2005. — Vol. 5, № 2. — P. 175–235.
15. 25. Soenens, B. A theoretical upgrade of the concept of parental psychological control : Proposing new insights on the basis of self-determination theory / B. Soenens, M. Vansteenkiste // Developmental Review. — 2010. — Vol. 30, № 1. — P. 74–99.
16. 26. The relationship between Parent’s anxiety and their Children’s self-efficacy in primary schools / E. Mazaheri, A. Ghasemzadeh, M. Saadat [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Vol. 29, № 19. — P. 257–260.
17. 27. Trifan, T. A. Have authoritarian parenting practices and roles changed in the last 50 years? / T. A. Trifan, H. L. Stattin, L. C. Tilton-Weaver // Journal of Marriage and Family. — 2014. — Vol. 76, № 4. — P. 744–761.
18. Lanina, E. V. Izmerenie roditel`skogo kontrolya i ego svyaz` s kognitivny`mi rezul`tatami uchashhixsya mladshix klassov / E. V. Lanina, A. A. Bochaver, I. V. Antipkina // Voprosy` obrazovaniya. — 2021. — № 2. — S. 152–171.
19. 1. Галимзянова, М. В. Ранние детские воспоминания взрослых с различными дезадаптивными схемами / М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник, Е. В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2017. — Т. 7, № 1. — С. 66–80. — <a href="https://doi.org" target="_blank">https://doi.org</a>
20. Galimzyanova, M. V. Rannie detskie vospominaniya vzrosly`x s razlichny`mi dezadaptivny`mi sxemami / M. V. Galimzyanova, P. M. Kas`yanik, E. V. Romanova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psixologiya. — 2017. — T. 7, № 1. — S. 66–80. — <a href="https://" target="_blank">https://</a>
21. 2. Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2021. — 720 с.
22. Dol`to, F. Na storone rebenka / F. Dol`to. — Ekaterinburg : Rama Pablishing, 2021. — 720 s.
23. 3. Зеликова, Ю. А. Что формирует родительские практики? Физическое наказание и воспитание в петербургских семьях / Ю. А. Зеликова // Женщина в российском обществе. — 2014. — № 1. — С. 42–51.
24. Zelikova, Yu. A. Chto formiruet roditel`skie praktiki? Fizicheskoe nakazanie i vospitanie v peterburgskix sem`yax / Yu. A. Zelikova // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. — 2014. — № 1. — S. 42–51.
25. 4. Карабанова, О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А.Карабанова // Национальный психологический журнал.— 2019.— № 3 (35).— С. 71–79.
26. Karabanova, O. A. V poiskax optimal`nogo stilya roditel`skogo vospitaniya / O. A. Karabanova // Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal. — 2019. — № 3 (35). — S. 71–79.
27. 5. Ланина, Е. В. Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов / Е. В. Ланина, А. А. Бочавер, И. В. Антипкина // Вопросы образования. — 2021. — № 2. — С. 152–171.
28. 6. Михайлова, Я. Я. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются / Я. Я. Михайлова, Е. В. Сивак // Вопросы образования. — 2018. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoeroditelstvo-chto-volnuet-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoeroditelstvo-chto-volnuet-</a>
29. Mixajlova, Ya. Ya. Nauchnoe roditel`stvo? Chto volnuet roditelej i kakimi istochnikami informacii oni pol`zuyutsya / Ya. Ya. Mixajlova, E. V. Sivak // Voprosy` obrazovaniya. — 2018. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-roditelstvo-chto" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-roditelstvo-chto</a>
30. 7. Поливанова, К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психолого-педагогические исследования. — 2015. — Т. 7, № 3. — С. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
31. Polivanova, K. N. Sovremennoe roditel`stvo kak predmet issledovaniya / K. N. Polivanova // Psixologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2015. — T. 7, № 3. — S. 1–11. — DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
32. 8. Поливанова, К. Н. Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 45–55.
33. Polivanova, K. N. Razvitie povedencheskoj avtonomii podrostkov i roditel`skij kontrol` na primere nezavisimy`x peremeshhenij po gorodu / K. N. Polivanova, A. A. Bochaver, K. V. Pavlenko // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. — 2020. — T. 9, № 4. — S. 4
34. 9. Спок, Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок, С. Паркер. — Москва : Наука, 1991. — 592 с.
35. Spok, B. Rebenok i uxod za nim / B. Spok, S. Parker. — Moskva : Nauka, 1991. — 592 s.
36. 10. Affect Recall Bias : Being Resilient by Distorting Reality / D. Colombo, C. SusoRibera, J. Fernández-Álvarez [et al.] // Cognitive Therapy and Research. — 2020. — Vol. 44. — P. 906–918. — <a href="https://doi.org/10.1007/s10608-020-10122-3" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10608-020-10122-3</a>

Остальные статьи