Особенности эмоциональных барьеров общения, самоотношения и эгоцентризма подростка. Часть 2
Аннотация
В статье представлены результаты исследования самоотношения, проявлений личностного эгоцентризма и их связи с эмоционально-психологическими барьерами общения подростков. На основе эмпирических исследований сделаны выводы о прямой положительной взаимосвязи показателей глобального самоотношения и отношения других, установлены иные множественные двусторонние положительные связи, а также отрицательная значимая связь между показателем наличия эмоциональных барьеров в общении с глобальным самоотношением, аутосимпатией, самопринятием и самопониманием.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 149-174 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_149 |
В первой части статьи [1] нами был представлен теоретический анализ проблемы исследования. Завершая его, мы констатировали, что при работе с подростками важно определить, каким образом в личности выражены свойственные данному периоду онтогенеза новообразования — психические состояния и свойства. Особо значимы изучение самоотношения и эгоцентрической позиции подростков в разных видах осуществляемого ими общения и взаимодействия, выявление наличия связи самоотношения и эгоцентрической позиции коммуникатора с преодолением им эмоциональных барьеров в общении.
Психологическая диагностика проблемы исследования осуществлялась с помощью методик: теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ); опросника «Не создаете ли Вы барьеры в общении?»; теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), теста «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) [3; 8; 10].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Красногорска Московской области в период с сентября 2022 г. по май 2023 г., количество обследуемых — 87 человек, из них 44 мальчика и 43 девочки в возрасте 14–15 лет.
Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева выявляет уровень самоотношения респондента к самому себе. В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.
В ходе исследования было установлено, что в целом по группе показатель глобального самоотношения имеет значимые двусторонние положительные корреляционные связи на уровне 0,01 с показателями: самоуважения (,759); аутосимпатии (,750); ожидаемого отношения от других (,693); самоинтереса (рефлексируемого) (,585); самоуверенности (,615); отношения других (,561); самопринятия (,516); саморуководства (,360); самоинтереса (персонального) (,493); самопонимания (,414).