Дата публикации: 01.04.2024

Особенности эмоциональных барьеров общения, самоотношения и эгоцентризма подростка. Часть 2

Аннотация

В статье представлены результаты исследования самоотношения, проявлений личностного эгоцентризма и их связи с эмоционально-психологическими барьерами общения подростков. На основе эмпирических исследований сделаны выводы о прямой положительной взаимосвязи показателей глобального самоотношения и отношения других, установлены иные множественные двусторонние положительные связи, а также отрицательная значимая связь между показателем наличия эмоциональных барьеров в общении с глобальным самоотношением, аутосимпатией, самопринятием и самопониманием.




В первой части статьи [1] нами был представлен теоретический анализ проблемы исследования. Завершая его, мы констатировали, что при работе с подростками важно определить, каким образом в личности выражены свойственные данному периоду онтогенеза новообразования — психические состояния и свойства. Особо значимы изучение самоотношения и эгоцентрической позиции подростков в разных видах осуществляемого ими общения и взаимодействия, выявление наличия связи самоотношения и эгоцентрической позиции коммуникатора с преодолением им эмоциональных барьеров в общении.

Психологическая диагностика проблемы исследования осуществлялась с помощью методик: теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ); опросника «Не создаете ли Вы барьеры в общении?»; теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), теста «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) [3; 8; 10].

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Красногорска Московской области в период с сентября 2022 г. по май 2023 г., количество обследуемых — 87 человек, из них 44 мальчика и 43 девочки в возрасте 14–15 лет.

Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева выявляет уровень самоотношения респондента к самому себе. В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.

В ходе исследования было установлено, что в целом по группе показатель глобального самоотношения имеет значимые двусторонние положительные корреляционные связи на уровне 0,01 с показателями: самоуважения (,759); аутосимпатии (,750); ожидаемого отношения от других (,693); самоинтереса (рефлексируемого) (,585); самоуверенности (,615); отношения других (,561); самопринятия (,516); саморуководства (,360); самоинтереса (персонального) (,493); самопонимания (,414).

Список литературы

1. Вязовова, Н. В. Особенности эмоциональных барьеров общения, самоотношения и эгоцентризма подростка. Часть 1 / Н. В. Вязовова, Е. А. Косцова // Мир психологии. — 2024. — № 1 (116). — С. 126–145. — DOI: 10/51944/20738528_2024_1_126
2. Глазкова, И. Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной психологии / И. Я. Глазкова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2012. — № 5. — С. 137–142.
3. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений : психол. практикум / С. В. Духновский. — Санкт-Петербург : Речь, 2009. — 141 с.
4. Лабунская, В. А. Психология затруднительного общения: теория, методы, диагностика, коррекция : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — Москва : Академия, 2001. — 288 с.
5. Морозова, Л. Б. Изучение проблемы эгоцентризма в подростковом возрасте: теоретический взгляд / Л. Б. Морозова, А. О. Горшенкова // Нижегородский психологический альманах. — 2021. — № 2. — С. 50–57.
6. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система : спецкурс / С. Р. Пантилеев ; МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. психологии, каф. общей психологии. — Москва : Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
7. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции / Т. И. Пашукова. — Кировоград : Центральное украинское изд-во, 2001. — 338 с.
8. Столин, В. В. Тест-опросник самоотношения / В. В. Столин, С. Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике : Психодиагностические материалы. — Москва, 1988. — С. 123–130.
9. Субгатуллина, О. Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Субгатуллина Ольга Леонидовна. — Ярославль, 2001. — 19 с.
10. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. — 488 с.

Остальные статьи