Ответственное отцовство как условие полноценного развития личности ребенка-дошкольника
Аннотация
Представленные материалы отражают результаты экспериментального подхода к осмыслению проблемы ответственного отцовства у современных родителей. Основываясь на результатах реализации метода теоретического анализа и выделив в качестве важнейших показателей ответственного отцовства обладание мужчиной (отцом) информацией, необходимой для организации эффективного взаимодействия с ребенком, осознание себя родителем и, как следствие, его стремление в полной мере реализовать себя в данной социальной роли, описываются результаты экспериментальной апробации программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ответственного отцовства как интегративного личностного образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 136-148 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_136 |
Кризис родительства — проблема, активно обсуждаемая современным научным сообществом. Актуализация данной проблематики объективно связана с многочисленными изменениями, типичными для современности: нивелированием духовности и нравственности в отношениях между людьми, их ориентацией на материальные ценности. Сугубо прагматический подход не только молодежи, но и представителей зрелого возраста к профессиональным достижениям, карьерному росту и, как следствие, стремление к полной свободе от каких-либо обязательств объективно привели к возникновению множественных деформаций и деструкций современных институтов семьи и брака. Возрастание количества разводов, тенденция к НЕзарегистрированному браку и партнерским отношениям, не обремененным родительскими обязательствами, малодетность современных семей — вот реалии современности, на которые обращают внимание исследователи (А. И. Антонов, Е. Н. Васильева, М. Вебер, Дж. Рендлес, Т. К. Ростовская, Е. О. Толмачева и др.). Как отмечает Ю. В. Борисенко, «в современном обществе прослеживается тенденция к пересмотру сложившихся устоев и традиций, что приводит к уменьшению социального контроля и большей свободе личности по отношению к различным сферам человеческой жизнедеятельности, например, к таким, как семья» [4, с. 146], что, с точки зрения автора, объективно приводит к размытости «общественных требований к функциям отца и матери» [4, с. 146].
Однако, несмотря на пристальный и устойчивый интерес ученых к проблемам семьи и родительства [16], по мнению Е. О. Толмачевой, «до сих пор не сформирована единая целостная концепция, которая могла бы исчерпывающе объяснить имеющиеся тренды и дала бы возможность спрогнозировать, каким будет ход процессов рождаемости и брачно-семейной динамики в ближайшем будущем» [там же, с. 167].
Не случайно укрепление семьи в настоящее время и важнейшая перспектива государственной политики России находят отражение во многих законодательных документах и актах. Так, Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996-р, определяя воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, в качестве важнейших задач ставит обеспечение поддержки семьи в вопросах воспитания детей, повышение социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и, как следствие, содействие формированию у них ответственного родительства.
На значимости тесной связи между поколениями, а также на сохранении и укреплении традиционных ценностей как важнейших нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, акцентируется внимание в Указе Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», вступившем в силу 9 ноября 2022 г.
А 2024 год в России Указом Президента РФ № 875 от 22.11.2023 объявлен Годом семьи.