Дата публикации: 01.04.2024

Ответственное отцовство как условие полноценного развития личности ребенка-дошкольника

Аннотация

Представленные материалы отражают результаты экспериментального подхода к осмыслению проблемы ответственного отцовства у современных родителей. Основываясь на результатах реализации метода теоретического анализа и выделив в качестве важнейших показателей ответственного отцовства обладание мужчиной (отцом) информацией, необходимой для организации эффективного взаимодействия с ребенком, осознание себя родителем и, как следствие, его стремление в полной мере реализовать себя в данной социальной роли, описываются результаты экспериментальной апробации программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ответственного отцовства как интегративного личностного образования.




Кризис родительства — проблема, активно обсуждаемая современным научным сообществом. Актуализация данной проблематики объективно связана с многочисленными изменениями, типичными для современности: нивелированием духовности и нравственности в отношениях между людьми, их ориентацией на материальные ценности. Сугубо прагматический подход не только молодежи, но и представителей зрелого возраста к профессиональным достижениям, карьерному росту и, как следствие, стремление к полной свободе от каких-либо обязательств объективно привели к возникновению множественных деформаций и деструкций современных институтов семьи и брака. Возрастание количества разводов, тенденция к НЕзарегистрированному браку и партнерским отношениям, не обремененным родительскими обязательствами, малодетность современных семей — вот реалии современности, на которые обращают внимание исследователи (А. И. Антонов, Е. Н. Васильева, М. Вебер, Дж. Рендлес, Т. К. Ростовская, Е. О. Толмачева и др.). Как отмечает Ю. В. Борисенко, «в современном обществе прослеживается тенденция к пересмотру сложившихся устоев и традиций, что приводит к уменьшению социального контроля и большей свободе личности по отношению к различным сферам человеческой жизнедеятельности, например, к таким, как семья» [4, с. 146], что, с  точки зрения автора, объективно приводит к размытости «общественных требований к функциям отца и матери» [4, с. 146].

Однако, несмотря на пристальный и устойчивый интерес ученых к проблемам семьи и родительства [16], по мнению Е. О. Толмачевой, «до сих пор не сформирована единая целостная концепция, которая могла бы исчерпывающе объяснить имеющиеся тренды и дала бы возможность спрогнозировать, каким будет ход процессов рождаемости и брачно-семейной динамики в ближайшем будущем» [там же, с. 167].

Не случайно укрепление семьи в настоящее время и важнейшая перспектива государственной политики России находят отражение во многих законодательных документах и актах. Так, Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996-р, определяя воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, в качестве важнейших задач ставит обеспечение поддержки семьи в вопросах воспитания детей, повышение социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и, как следствие, содействие формированию у них ответственного родительства.

На значимости тесной связи между поколениями, а также на сохранении и укреплении традиционных ценностей как важнейших нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, акцентируется внимание в Указе Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», вступившем в силу 9 ноября 2022 г.

А 2024 год в России Указом Президента РФ № 875 от 22.11.2023 объявлен Годом семьи.

Список литературы

1. Набокова, У. Ю. Подготовка педагогов к информационному сопровождению становления ответственного родительства : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Набокова Ульяна Юрьевна. — Махачкала, 2018. — 207 с.
2. Rendles, J. Making men intro “Responsible” fathers / J. Rendles // Contexts. — 2018. — Vol. 17, № 2. — Р. 34–39.
3. Lipasova, A. Fatherhood in Middle Class of Contemporary Russia / A. Lipasova // Russian Sociological Review. — 2016. — Vol. 15, № 4. — P. 202–214.
4. Янак, А. Л. Социальные практики отцовства в современной российской семье : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / Янак Алина Леонидовна. — Нижний Новгород, 2018. — 302 с.
5. Экспериментальная программа мониторинга проявления ответственного отцовства у современных родителей / Т. А. Серебрякова, С. В. Дворянцева, С. Ю. Шибалкина, Е. А. Анисимова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и тех
6. Хазанов, И. Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация / И. Я. Хазанов // Вестник Мининского университета. — 2023. — Т. 11, № 2. — С. 7–30.
7. Толмачева, Е. О. Управление процессом формирования ответственного родительства в условиях общеобразовательной школы / Е. О. Толмачева // Гуманитарные научные исследования. — 2019. — № 6. — URL: <a href="https://human.snauka.ru/2019/06/25968" target="_blank">https://human.snauka.ru/2019/06/25968</a> (дата обращения: 07
8. Савинков, С. Н. Исследование представлений об ответственном отцовстве у молодых людей, не имеющих собственных детей / С. Н. Савинков, В. В. Козырева // Вестник университета. — 2019. — № 11. — С. 193–199.
9. Результаты реализации экспериментальной программы исследования отцовства у современных родителей / Т. А. Серебрякова, С. В. Дворянцева, С. Ю. Шибалкина, Е. А. Анисимова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технол
10. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребень. — Минск : Современная школа, 2007. — 496 с.
11. Ответственное родительство: традиции и инновации / под ред. О. В. Костейчука. — Санкт-Петербург : СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр “Семья”», 2021. — 206 с. — (Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник ; вып
12. Алферова, Е. А. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления / Е. А. Алферова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2017. — № 6 (48). — С. 56–67.
13. Мид, М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире / М. Мид. — Москва : РОССПЭН, 2020. — 288 с.
14. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2007. — 432 с.
15. Зыков, С. В. Осуществление права отцовства в современной России: правоприменительные и законодательные препятствия / С. В. Зыков // Право : журн. Высшей школы экономики. — 2020. — № 3. — С. 44–71.
16. Захарова, Е. И. Психология освоения родительства : монография / Е. И. Захарова. — Москва : ИИУ МГОУ, 2021. — 273 с.
17. Залужная, М. В. Педагогические особенности подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Залужная Мария Васильевна. — Ростов-на-Дону, 2017. — 22 с.
18. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию / А. Я. Варга. — Москва : Когито-Центр, 2020. — 195 с.
19. Борисенко, Ю. В. Процессуальные характеристики родительской идентичности у мужчин-отцов и мужчин, не имеющих детей / Ю. В. Борисенко // Экспериментальная психология. — 2023. — Т. 16, № 1. — С. 136–151.
20. Борисенко, Ю. В. Становление родительской идентичности у молодых мужчин и женщин, не имеющих детей / Ю. В. Борисенко // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — Т. 30, № 1. — С. 49–66.
21. Борисенко, Ю. В. Характеристики отцовства в контексте гендерной проблематики / Ю. В. Борисенко // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. — 2018. — Т. 25. — С. 26–37.

Остальные статьи