Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 2)
Аннотация
Проблема выгорания учителей является одной из наиболее актуальных в современной российской школе, поскольку приводит и к снижению образовательных результатов, и к уходу учителей из профессии. Для ее решения важно понимать факторы, приводящие к развитию этого синдрома. В первой части статьи (в предыдущем номере) были описаны теоретическая рамка, методология и результаты качественной части исследования, посвященного изучению факторов выгорания российских учителей. Во второй части статьи приведена методология количественной части исследования, представлены полученные результаты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 122-135 |
УДК | 37.088.2 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_122 |
Выражаем благодарность Татьяне Александровне Чиркиной, научному ассистенту Мичиганского государственного университета, за помощь в проведении анализа данных.
В первой части статьи [8] на основании обзора имеющейся литературы было установлено, что профессиональное благополучие учителей имеет чрезвычайно важное значение как с точки зрения здоровья (ментального и физического) самих учителей, так и с точки зрения эффективного функционирования системы образования, поскольку оно напрямую связано с образовательными результатами учеников, а также c уходом учителей из профессии.
За основу была взята модель выгорания, разработанная В. Шауфели [11]. Согласно этой модели выгорание имеет семифакторную структуру, где часть факторов (истощение, дистанцирование, пониженный когнитивный контроль, пониженный эмоциональный контроль) относятся к так называемому ключевому блоку, а другая часть (депрессивное настроение, психологический дистресс и психосоматические проявления)— к дополнительному, поскольку эти проявления нетипичны и могут быть сигналом других нарушений.
Второй теоретической рамкой исследования выбрана модель JD-R (Job Demands-Resources, соотношение требований и ресурсов работы). Согласно этой модели все рабочие и личные факторы можно разделить на требования и ресурсы. Требования работы способствуют развитию выгорания, в то время как ресурсы (как рабочие, так и личные) повышают вовлеченность сотрудников в работу и противостоят развитию выгорания. Соответственно, вероятность развития синдрома выгорания у учителей зависит от соотношения требований и ресурсов (и рабочих, и личных) [9].
Проведенное качественное исследование позволило сделать предположение о том, что для российских учителей основными требованиями работы выступают такие факторы, как высокая рабочая нагрузка, повышенная рефлексивность и низкая стрессоустойчивость, в том числе неумение справляться со стрессом, вызванным происходящими геополитическими изменениями. Ресурсами работы, позволяющими учителям справляться со стрессом, являются климат в коллективе, поддержка со стороны руководителя, наличие наставника для молодых учителей. Важными личными ресурсами являются внутренняя мотивация, а также самоэффективность.