Дата публикации: 01.04.2024

Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 2)

Аннотация

Проблема выгорания учителей является одной из наиболее актуальных в современной российской школе, поскольку приводит и к снижению образовательных результатов, и к уходу учителей из профессии. Для ее решения важно понимать факторы, приводящие к развитию этого синдрома. В первой части статьи (в предыдущем номере) были описаны теоретическая рамка, методология и результаты качественной части исследования, посвященного изучению факторов выгорания российских учителей. Во второй части статьи приведена методология количественной части исследования, представлены полученные результаты.




Выражаем благодарность Татьяне Александровне Чиркиной, научному ассистенту Мичиганского государственного университета, за помощь в проведении анализа данных. 

В первой части статьи [8] на основании обзора имеющейся литературы было установлено, что профессиональное благополучие учителей имеет чрезвычайно важное значение как с точки зрения здоровья (ментального и физического) самих учителей, так и с точки зрения эффективного функционирования системы образования, поскольку оно напрямую связано с образовательными результатами учеников, а также c уходом учителей из профессии.

За основу была взята модель выгорания, разработанная В. Шауфели [11]. Согласно этой модели выгорание имеет семифакторную структуру, где часть факторов (истощение, дистанцирование, пониженный когнитивный контроль, пониженный эмоциональный контроль) относятся к так называемому ключевому блоку, а другая часть (депрессивное настроение, психологический дистресс и психосоматические проявления)— к дополнительному, поскольку эти проявления нетипичны и могут быть сигналом других нарушений.

Второй теоретической рамкой исследования выбрана модель JD-R (Job Demands-Resources, соотношение требований и ресурсов работы). Согласно этой модели все рабочие и личные факторы можно разделить на требования и ресурсы. Требования работы способствуют развитию выгорания, в то время как ресурсы (как рабочие, так и личные) повышают вовлеченность сотрудников в работу и противостоят развитию выгорания. Соответственно, вероятность развития синдрома выгорания у учителей зависит от соотношения требований и ресурсов (и рабочих, и личных) [9].

Проведенное качественное исследование позволило сделать предположение о том, что для российских учителей основными требованиями работы выступают такие факторы, как высокая рабочая нагрузка, повышенная рефлексивность и низкая стрессоустойчивость, в том числе неумение справляться со стрессом, вызванным происходящими геополитическими изменениями. Ресурсами работы, позволяющими учителям справляться со стрессом, являются климат в коллективе, поддержка со стороны руководителя, наличие наставника для молодых учителей. Важными личными ресурсами являются внутренняя мотивация, а также самоэффективность.

Список литературы

1. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» / В. А. Абабков, К. Барышникова, О. В. Воронцова-Венгер [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2016. — № 2. — С. 6–15.
2. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 45–57.
3. Карягина, Т. Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса / Т. Д. Карягина, Н. А. Будаговская, С. В. Дубровская // Консультативная психология и психотерапия. — 2013. — Т. 21, № 1. — С. 202–227.
4. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области / Н. И. Колачев, Е. Н. Осин, В. Шауфели, Ш. Дезарт // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 129–147.
5. Маничев, С. А. Русскоязычная версия Шкалы базового самооценивания (Core Self-Evaluation Scale): психометрическая проверка и перспективы использования / С. А. Маничев, Н. Н. Лепехин, О. Н. Ильина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология.
6. Панкратова, А. А. Апробация краткой версии опросника ЭмИн / А. А. Панкратова, Д. С. Корниенко, Д. В. Люсин // Психология : журн. Высшей школы экономики. — 2022. — Т. 19, № 4. — С. 822–834.
7. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности / Е. Н. Осин, А. А. Горбунова, Т. О. Гордеева [и др.] // Организационная психология. — 2017. — Т. 7, № 4. — С. 21–49.
8. Холманская, М. В. Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 1) / М. В. Холманская, Ю. Н. Ко133 решникова, А. И. Подольский // Мир психологии. — 2024. — № 1 (116). — С. 57–73. — DOI: 10/5194
9. Bakker, A. B. Job Demands-Resources Theory : Taking Stock and Looking Forward / A. B. Bakker, E. Demerouti // Journal of Occupational Health Psychology. — 2017. — Vol. 22, № 3. — P. 273–285.
10. European Commission/EACEA/Eurydice // Teachers in Europe : Careers, Development and Well-being : Eurydice Report. — Luxembourg, 2021. — 183 р.
11. Schaufeli, W. The conceptualization and measurement of burnout : Common ground and worlds apart / W. Schaufeli, T. W. Taris // Work & Stress. — 2005. — Vol. 19, № 3. —

Остальные статьи