Гендерные модели субъективного благополучия личности
Аннотация
Представлена обзорная статья по проблематике гендерного аспекта субъективного благополучия. Гендер понимается в данном исследовании исключительно социологически: как социальный конструкт, посредством которого создается, подтверждается и ретранслируется представление о типично мужском и типично женском в социальном порядке. Гендерная идентичность вследствие этого понимается как внутреннее отношение личности к этому представлению. Описаны следующие модели субъективного благополучия применительно к гендерной идентичности: конгруэнтности, андрогинности, маскулинности, дифференцированная модель. Представлены критика данных моделей, основанная на противоречивости результатов исследований, низкой валидности имеющегося диагностического инструментария гендерной идентичности в количественной методологии, а также трактовка гендера строго как биологического пола при планировании дизайна и выборки исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 84-96 |
УДК | 159.923.2 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_84 |
Введение
Субъективное благополучие — это субъективная шкала, обобщенно оценивающая баланс положительных и отрицательных эмоций и когнитивных оценок жизни в целом, как она ощущается на данный момент жизни. Счастье является предельным значением этой шкалы [11]. С точки зрения Э. Динера [42], предложившего данное понятие как часть психологического благополучия, многочисленные научные трактовки субъективного благополучия объединяют три наиболее существенных признака: субъективность, позитивность (наличие позитивных состояний, а не только отсутствие негативных) и глобальность (оценку наиболее существенных характеристик, определяющих не быстро меняющийся чувственный тон, но общее эмоциональное благополучие человека). К. Рифф [39] дополнила конструкт субъективного благополучия следующими измерениями: самопринятием, позитивными отношениями с другими, автономией, управлением окружающей средой, смыслом жизни, личностным ростом.
Современными исследователями описываются социальные факторы, увеличивающие риск деструктивного развития и самоощущения индивида, ухудшения всех видов благополучия. Среди них — транзитивность — ускорение ритмов жизни, ценностная неоднородность, разнообразие жизненных стилей, проницаемость как пространственных, так и дисциплинарных границ [6; 14], антиномичность индивидуализации и глобализации [7], неопределенность [2], социальная нестабильность [1] и многие другие.
Чаще всего данные факторы описываются применительно к таким видам идентичности, как личностная и социальная. Однако особый интерес представляет в этой связи анализ конструирования гендерной идентичности, поскольку гендерная идентичность конструируется не наряду с расовой, классовой, этнической или национальной идентичностью, а внутри и через эти и другие отличия [5]. Гендер — это социальный конструкт, система межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка [19]. Гендерная идентичность в таком случае — это внутренняя составляющая, отражение гендера внутри личности, самосознание, самопонимание и переживание личностью себя как представителя и носителя определенного пола [20]. Уникальность и глобальность понимания гендерной идентичности содержатся в ее нестабильности и восприимчивости к социальным трансформациям. По утверждению М. Киммела [33], мы «делаем» гендер в гендерном мире. Ни одна черта не является изначально мужской или женской, скорее каждое общество присваивает каждому полу различные группы черт (категоризирует), а некоторые оставляет гендерно нейтральными [27].
Обозначенный нами интерес подкрепляется тем фактом, что в большинстве гендерных исследований, которые могли бы затронуть данную проблематику, под словосочетанием «гендерные различия» анализируются половые, поскольку выборка была поделена исключительно по факту биологического пола [3; 22; 24]. Обнаружено, что позитивные или негативные изменения в гендерной идентичности субъекта прямо коррелируют с его уровнем счастья, однако под гендерной идентичностью снова подразумевался биологический пол [25; 28]. Это противоречие отсылает нас к проблеме более общего характера — трудности выявления и описания «чистого» типа идентичности в целом и «лучшего» для субъективного благополучия в частности. Для разработки этой проблемы целесообразно предпринять попытку обзорного анализа основных моделей понимания характера вклада гендерного аспекта в субъективное благополучие.