Ситуационные детерминанты и их влияние на ценность свободы выбора, заключенной в деньгах
Аннотация
Работа посвящена исследованию денег через содержание в них такой психологической категории, как «свобода выбора». На данный момент возможность беспрепятственного и всеохватного обмена денег на материальные блага не выделялась в качестве специального предмета в психологических эмпирических исследованиях. Ранее нами была эмпирически проверена гипотеза о том, что в деньгах содержится надбавочная ценность, которая приходится преимущественно на ценность свободы выбора. В данной работе исследуется то, как ситуационные детерминанты влияют на данный феномен. Для этого вводятся различные ситуации, в которых респонденты должны сделать выбор между привлекательными товарами и деньгами. В результате было выявлено, что ценность свободы выбора, заключенной в деньгах, не является постоянной, а варьируется в зависимости от ситуаций.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 68-84 |
УДК | 159.99;159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_68 |
Введение
Деньги — это сложное и многоплановое явление. Оно затрагивает различные сферы жизни в современном обществе, не ограничиваясь только экономическим контекстом. Наиболее проработана тема денег в экономической науке, так как деньги — это в первую очередь экономическая категория [14]. Однако даже в этих работах отмечается, что проблема экономической природы денег не решена окончательно [9], а взгляды исследователей на то, что такое деньги, существенно расходятся [13]. При этом для многоплановых феноменов такого уровня, как деньги, в современной науке используется междисциплинарный подход, так как именно он позволяет прояснить неоднозначные понятия, используя категориальный аппарат разных областей научного знания [1; 10].
Отмечается, что деньги обладают не только объективными экономическими характеристиками, такими как средство обмена, мера стоимости, средство платежа, мировые деньги [29], но и нефункциональными, или, другими словами, психологическими характеристиками [23; 30; 31; 32; 36; 38; 42]. Данная идея дает пространство для появления исследований, посвященных деньгам, используя инструменты психологического раздела научного знания. Преимущественно психология денег изучается в контексте экономической психологии, где исследователи задаются вопросом о том, как деньги влияют на психику и поведение людей [3; 4]. Акценты расставляются на влиянии денег на финансовое поведение [2; 28; 40], самооценке [42], ценностных аспектах [6; 35], межличностном взаимодействии [41], монетарных установках [8], экономическом мышлении и поведении [4; 5; 21].
Отметим, что, притом что интерес исследователей к данной теме развивается, феномен денег с психологической точки зрения не до конца осмыслен. Это обеспечивает активное развитие исследований в данном направлении. В статье «The Value of Choice and Non-Choice as a Psychological Characteristic of Money» [33] нами была введена и эмпирически проверена идея о том, что ценность денег не сводится исключительно к товару, который на эти деньги можно приобрести, но заключает в себе нечто большее — специфическую ценность свободы выбора товара из многих. В субъективном плане это означает, что деньги заключают в себе некоторую «надбавку» к стоимости товара, иначе говоря, специфическую «стоимость» свободы выбора товара из многих — «надбавочную стоимость» денег [19].
Ранее функция свободы выбора скорее подразумевалась как часть функции сбережения. При этом эти функции не идентичны, так как сбережение означает откладывание во времени в надежде на лучшие условия в будущем, в то время как свобода выбора существует в моменте «здесь и теперь», когда уже есть все привлекательные и потенциально доступные для выбора варианты, но выбор все равно осуществляется в пользу денег.