Социально-психологические ресурсы организационной лояльности
Аннотация
A theoretical study of the socio-psychological resources of organizational loyalty as a multidimensional construct, which includes organizational conditions and personal capabilities of employees for building social ties in the organization, has been conducted. It is shown that certain types of organizational culture are set by different terminal and instrumental organizational values, which are considered as different organizational resources of loyalty.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 04/2022 |
Страницы | 69-77 |
УДК | 316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2022_4_69 |
Проблема лояльности глубоко разработана отечественными и зарубежными исследователями, при этом следует подчеркнуть широкую палитру содержательного наполнения. В отечественной и зарубежной литературе организационную лояльность рассматривают как отождествление работником себя с целями и политикой компании, эффективным исполнением трудовых функций в любых ситуациях или как отождествление работника с группой, в частности с фирмой или организацией [15]. Отдельный сотрудник проявляет идентификацию себя с группой, если при принятии решения он оценивает имеющиеся альтернативы выбора с точки зрения их последствий для группы, а не с точки зрения его собственных интересов.
Одно из наиболее распространенных определений организационной лояльности принадлежит Мейеру и его коллегам [19], которые определяют организационную лояльность как готовность сотрудника прилагать большие усилия в интересах организации, сильное желание оставаться в организации и принятие ее основных целей и ценностей. В работах других исследователей лояльность определяется как состояние, в котором человек идентифицирует себя с организацией и ее целями и желает поддержать принадлежность к ней, чтобы облегчить достижение этих целей [20]. При этом степень выраженности организационной лояльности рассматривается как относительная сила идентификации человека с организацией и вовлеченности его в эту организацию и включает (см.: [21]): 1) силу убеждения и принятия целей и ценностей организации; 2) степень готовности проявлять значительные усилия от имени организации; 3) силу желания поддерживать принадлежность организации.
Наряду с этими определениями существует интегрированный подход, в рамках которого организационная лояльность рассматривается как тип и сила связи организации и персонала [3; 4].
Таким образом, анализ исследований данного феномена показал наличие разных точек зрения и отсутствие общей концепции [7; 8; 12; 14; 15]. На данный момент выделяют поведенческий и социально-психологический подходы к изучению организационной лояльности. Согласно первому подходу лояльность рассматривается как демонстрация определенного поведения, поступков, действий, нежелание изменять место работы из-за высоких издержек при потере привычного алгоритма поведения. Социально-психологический подход к изучению организационной лояльности представлен в работах Лимана Портера [22]. Он рассматривает организационную лояльность как социально-психологическую установку, которая характеризует социальные связи работника с организацией, отражающие принятие корпоративных целей и ценностей; готовность прилагать усилия в интересах организации; наличие мотивации к работе в организации. Лояльность как социально-психологическая установка отражает силу связи, существующей в представлении каждого сотрудника о самом себе и об организации, и представлена в трех типах: моральном (ценностном), аффективном, нормативном [11; 12; 13; 14; 15; 22].
Социально-психологическое наполнение феномена организационной лояльности обусловлено особенностями социального взаимодействия в организации — организационным контекстом и личностными особенностями персонала организации: ценностно-мотивационными характеристиками, качествами личности.