Дата публикации: 01.04.2024

Особенности субъективного контроля педагогов разного возраста в дошкольных образовательных организациях

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности работы в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается значимость исследований уровня субъективного контроля у работников дошкольного образовательного учреждения. Приведены результаты эмпирического исследования уровня субъективного контроля педагогов дошкольного образовательного учреждения. Результаты исследования показали, что у работников дошкольной образовательной организации преобладает экстернальный локус контроля. Достижения, семейные и межличностные отношения наиболее интернальны среди остальных шкал. Шкала производственных отношений наиболее экстернальна. Уровень субъективного контроля не имеет статистически значимых различий в зависимости от возраста испытуемых. Обозначены перспективы дальнейшего исследования.




Работа в дошкольных образовательных учреждениях имеет ряд специфических особенностей, непосредственно влияющих на эмоциональное, физическое и психологическое состояние педагогов-воспитателей и их ассистентов. Относя деятельность к категории «человек — человек», можно утверждать, что от 30 до 90 % работников сталкиваются с эмоциональным выгоранием [3]. Существуют и другие факторы, определяющие особенности работы в дошкольном образовательном учреждении (см.: [2; 4]):

— интенсивные условия деятельности;

— темперамент и характер работника;

— соотношение «ожиданий» и «реальности» в образовательном процессе;

— уровень нравственного самосознания личности;

Список литературы

1. Bedel, E. An Examination of Locus of Control, Epistemological Beliefs and Metacognitive Awareness in Preservice Early Childhood Teachers / E. Bedel // Kuram Ve Uygulamada Egitim Bilimleri. — 2012. — Vol. 12. — P. 3051–3060.
2. The Examination of Pre-school Teacher Candidates’ Academic Locus of Control Levels According to Gender and Grade / H. Sariçam, A. Duran, M. Çardak, M. Halmatov // Mevlana International Journal of Education. — 2012. — Vol. 2, № 2. — P. 67–74.
3. Sulaiman, A. A. Differences in Teacher Locus of Control by Religion, Tolerance, Age, Gender, and Teaching Experience / A. A. Sulaiman // Bulletin of Counseling and Psychotherapy. — 2023. — Vol. 5, № 1. — P. 30–37.
4. Schumann, V. An exploratory investigation of daycare teacher stress and locus of control : Theses and Dissertations / V. Schumann. — Rowan University, 2015. — 45 p.
5. Oguz, A. The Relationship between critical thinking disposition and locus of control in pre-service teachers / A. Oguz, H. Saricam // Journal of Education and Training Studies. — 2016. — Vol. 4, № 2. — P. 182–192.
6. Kiral, B. Exploring the Relationship Between Teachers’ Locus of Control with Different Variables / B. Kiral // Educational Policy Analysis and Strategic Research. — 2019. — Vol. 14, № 2. — P. 88–104.
7. Fagbohungbe, O. B. Locus of control, gender and entrepreneurial ability / O. B. Fagbohungbe, F. I. Jayeoba // British Journal of Arts and Social Sciences. — 2012. — Vol. 11, № 1. — P. 74–85.
8. Dağal, A. B. The investigation of the level of self-directed learning readiness according to the locus of control and personality traits of preschool teacher candidates / A. B. Dağal, D. Bayindir // International Electronic Journal of Elementary Educa
9. Callaghan, C. Gender differences in locus of control and student performance in the South African context of accounting studies / C. Callaghan, E. Papageorgiou // Meditari Accountancy Research. — 2015. — Vol. 23, № 3. — P. 348–368.
10. Cakir, M. Investigating prospective teachers’ perceived problem-solving abilities in relation to gender, major, place lived, and locus of control / M. Cakir // Universal Journal of Educational Research. — 2017. — Vol. 5, № 6. — P. 1030–1038.
11. Buluş, M. Goal Orientations, Locus of Control and Academic Achievement in Prospective Teachers : An Individual Differences Perspective / M. Buluş // Educational Sciences Theory and Practice. — 2011. — Vol. 11, № 2. — P. 540–546.
12. Аринушкина, Н. С. Особенности эмоционального выгорания работников дошкольных образовательных учреждений / Н. С. Аринушкина // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. — 2017. — № 1 (13). — С. 70–73. — EDN: YRVMTV
13. Akca, F. Investigation of Teachers’ Self-Efficacy Beliefs, Locus of Control and Intercultural Sensitivities from the Perspective of Individual Differences / F. Akca, E. Ulutas, C. Yabanci // Journal of Education and Learning. — 2018. — Vol. 7, № 3. —
14. Трешкина, О. А. Связь между локусом контроля и синдромом эмоционального выгорания у педагогов ДОУ / О. А. Трешкина // Вестник экспериментального образования. — 2017. — № 1 (10). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-mezhdu-lokusomkontrolya-i-s" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-mezhdu-lokusomkontrolya-i-s</a>
15. Социальная психология : словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. — Москва : ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
16. Могилевская, В. Ю. Структура субъективного контроля будущих педагогов / В. Ю. Могилевская // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей : матер. II Междунар. электрон. науч.-практ. конф., Донецк,
17. Зобнина, Т. В. Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов — будущих педагогов / Т. В. Зобнина, Л. П. Кислякова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 20
18. Гонина, О. О. Особенности учебной мотивации и направленности локуса контроля будущих педагогов дошкольного образования / О. О. Гонина // Наука и социум : матер. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. — Новосибирск, 2016. — C. 49–52.
19. Голоюс, Е. А. Особенности нравственного самосознания личности воспитателей ДОУ / Е. А. Голоюс // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 5/6 (47). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogosamosoznaniya-lichno" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogosamosoznaniya-lichno</a>
20. Гавриленко, М. А. К вопросу о развитии синдрома «выгорания» у врачей психиатров-психотерапевтов / М. А. Гавриленко // Архiв психiатрii. — Київ, 2002. — № 4 (31). — С. 192–194.
21. Афанасенкова, Е. Л. Особенности содержания профессиональной самореализации воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений / Е. Л. Афанасенкова, Ю. А. Ведяшкина // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 8. — С. 124–1

Остальные статьи