Дата публикации: 01.04.2024

Детские и взрослые сказки как инструмент развития этнокультурной идентичности самоопределяющейся личности в условиях многонациональной России. Часть 1. Роль сказки в этнокультурной социализации личности

Аннотация

В статье делается попытка уточнить роль сказки в развитии этнокультурной идентичности не только на этапе детства, но и на последующих этапах развития личности. В детском возрасте сказки создают оптимистичную основу для такой идентичности, а в более взрослые периоды сказочно-фантастические сюжеты дают человеку возможность укрепить свой оптимизм и уверенность в себе и в своем народе на фоне постоянно усложняющейся жизни. Предлагается модель воображаемых сюжетов, основанная на готовности/неготовности человека понять и принять сказку, чтобы идентифицироваться с ее героем, а также на учете того, насколько сказка оторвана от реальности или близка к ней, чтобы и идентификация с героем в большей или в меньшей степени воплощалась в жизни.




Постановка проблемы

Сказка, как и другие воображаемые жанры, является важнейшим средством социализации развивающейся личности и познания окружающего мира, а также средством самопознания и саморазвития через идентификацию с героями различных сказочных историй [2; 5; 8; 17; 22]. Сказка в силу своей относительной простоты и доступности для понимания часто служит средством не только упорядочивания сложного мира в сознании ребенка, она содержит в себе важные моральные принципы жизнедеятельности (см.: [17, c. 255–257]). Современный мир значительно усложнился, но даже в этом усложнившемся и морально дезориентированном мире многие старые сказки все еще сохраняют свою воспитательную роль [4]. Это объясняется тем, что часто не только отдельных людей, но и целые народы спасает историческая память, которая представлена в сказках, былинах, преданиях, сказаниях, мифах и т. п. [3].

И все же приходится признать, что новые, сложные «вызовы» (нерешенные проблемы) современного мира требуют новых сказок и новых героев. Например, многие сюжеты прежних сказок, казавшиеся ранее нереальными и «фантастическими» (самолеты, подводные лодки, телефонная и сетевая связь, компьютеры, космонавтика и т. п.), в современном мире стали реальностью. Причем на основе уже состоявшегося научно-технического прогресса воображение многих людей развивается дальше и порождает другие, пока еще недоступные науке «чудеса». И человечество часто не знает, что делать с этими чудесами, которых пока еще нет, но которые могут появиться. Например, один из авторов данной статьи (Н. С. Пряжников) на некоторых своих занятиях иногда предлагал старшеклассникам и студентам вообразить, что бы они делали, если бы жили 1 000 лет (или вообще жили бы вечно) или овладели бы телепатией, телекинезом и т. п. Обычно участники этих игровых фантастических процедур поначалу активно рассуждали, как бы они использовали такие возможности, но потом начинали повторяться и сами признавались, что были в растерянности, так как варианты использования этих чудес оказывались довольно однообразными и шаблонными [1].

Кроме того, существует еще и возрастная специфика отношения к сказкам и другим воображаемым историям. При этом сама сказка может не только сохранять свою жанровую специфику, но и, усложняясь по содержанию, эволюционировать в другие жанры. Например, в научную фантастику, или в сказкотерапию, или в досуговые воображаемые сюжеты, моделируемые в компьютерных играх и позволяющие участникам таких игр самим проектировать воображаемые сюжеты и условия игры [6; 8; 10; 12; 15; 26]. Важнейшими особенностями современного мира являются моральная дезориентация культуры (деградация элит во многих странах, «альтернативные» этики, утрата прежнего влияния различных религий и т. п.), а также некоторое размывание национальных традиций многих народов, сильное воздействие новомодных западных стандартов организации жизни, включая и некоторую утрату национальной специфики самих западных стран. Причем именно этнокультурная идентичность многих народов часто оказывается в центре геополитической борьбы, становясь главной «жертвой» различных политических и психолого-педагогических манипуляций особенно против тех стран, где проживают разные народы, между которыми враги таких стран пытаются сеять рознь [16; 20; 23]. Сориентироваться и самоопределиться в своей моральной позиции для многих людей становится важнейшей проблемой их жизни. И главную опору многие все чаще ищут в своей этнокультурной принадлежности, в чувстве сопричастности с судьбами своего народа и со своей историей.

Интересные рассуждения и соответствующие проблемы, связанные с идентичностью самоопределяющейся личности, предлагает Э. Эриксон. В частности, он предупреждает о том, что если «новая этика не догонит прогресс», то возможны «технологическая экспансия» и «национальное самоутверждение», основанные не на этических соображениях, а на рискованных «играх с испытанием границ супертехнологий», на которые «перекладываются функции человеческой совести» [30, c. 43]. Следует особо подчеркнуть, что для Э. Эриксона идентичность связана прежде всего с этикой, что наиболее остро проявляется в подростковом и юношеском возрастах и в «поиске идеологии» [там же, c. 145]. В этом контексте и детская волшебная сказка является одним из важнейших средств формирования предпосылок начального опыта развития ребенка как будущего морального субъекта, социализированного и ориентированного на ценности своего народа и своего общества.

Список литературы

1. Пряжников, Н. С. Психология нестабильности : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во МПСУ, 2021. — 268 с.
2. обращения: 16.04.2024).
3. Метелькова, Е. И. Волшебная сказка как инструмент психологического воздействия / Е. И. Метелькова // Сборник статей и материалов IX Междунар. сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и сказка психологии». — Москва, 2017. — С. 24–27.
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
5. Писарева, С. Сказка о пропавших профессиях / Светлана Писарева. — URL: <a href="https://proza.ru/2019/01/10/2077" target="_blank">https://proza.ru/2019/01/10/2077</a> (дата обращения: 16.04.2024).
6. Пискунова, С. И. Социокультурные основания классификации сказок в концептуальных разработках В. Я. Проппа / С. И. Пискунова, О. В. Федорина // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. — 2021. — Т. 10, № 3А. — С. 116–121. — DOI: 10.34670/AR.2
7. Проблемное поле стратегии национальной безопасности: нравственный аспект / Е. П. Савруцкая, С. К. Бондырева, С. В. Устинкин, В. В. Никитин // Власть. — 2022. — Т. 30, № 3. — С. 70–79.
8. Программа «Эксклюзив. К 90-летию со дня рождения Михаила Жванецкого» // Первый канал ТВ от 10.03.2024 с 16.15 до 18.00. — URL: <a href="https://tv.rambler.ru/" target="_blank">https://tv.rambler.ru/</a> moskva/pervyj-kanal/ekskljuziv-1537054-4/3d9194a2-162a-4417-a7a6-92c72a2a3f3f/?ysclid =lv0woy122y2505
9. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. — Москва : Лабиринт, 2000. — 336 с.
10. Лугова, Т. А. Сказочный дискурс современной культуры / Т. А. Лугова // Аркадія. — 2012. — № 4 (35). — С. 14–18. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/" target="_blank">https://www.researchgate.net/</a> publication/330325061_Skazocnyj_diskurs_sovremennoj_kultury (дата
11. Пятый Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии» : сб. матер. / под ред. И. В. Вачкова. — Москва : Институт психоанализа, 2013. — 64 с.
12. Родари, Дж. Грамматика фантазии : Введение в искусство придумывания историй : пер. с ит. / Дж. Родари. — 2-е изд. — Москва : Прогресс, 1990. — 192 с.
13. Седых, О. Теория сказки в киносценариях / О. Седых. — URL: <a href="https://postnauka." target="_blank">https://postnauka.</a> org/longreads/92759 (дата обращения: 16.04.2024).
14. Сказки о профессиях. — URL: <a href="https://ljubimaja-professija.ru/skazki-oprofessiyakh.html" target="_blank">https://ljubimaja-professija.ru/skazki-oprofessiyakh.html</a> (дата обращения: 16.04.2024).
15. Трошкова, А. О. Современная интерпретация традиционных сказочных мотивов (на основе сюжета СУС 325 «Хитрая наука») / А. О. Трошкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики = Philology. Theory & Practice. — 2021. — Т. 14, вып. 8. — С. 2322–2
16. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 1978. — 304 с.
17. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.
18. Юдин, Ю. И. Дурак, шут, вор и черт : (исторические корни бытовой сказки) / Ю. И. Юдин ; [сост., науч. ред. В. Ф. Шевченко]. — Москва : Лабиринт, 2006. — 336 с. — (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры : Школа В. Я. Проппа). —
19. Демоз, Л. Психоистория / Ллойд Демоз. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 512 с.
20. Богатырева, Ж. В. Сказка как феномен культуры / Ж. В. Богатырева, Н. Ю. Зимина // Мир культуры, науки, образования. — 2015. — № 3 (52). — С. 293–295.
21. Бондырева, С. К. Отображение психики в мифах народов мира / С. К. Бондырева, Е. А. Климов. — Москва : НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2009. — 128 с.
22. Бондырева, С. К. Этническое самоопределение и особенности его проявления и осуществления в современном мире / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 203–209.
23. Бондырева, С. К. Отражение культурного кода этноса в пословицах и поговорках (на материале адыгской культуры) / С. К. Бондырева, С. А. Ляушева, Х. З. Багироков // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 3 (63). — С. 208–219. — DOI: 10.519
24. Горшков, А. 70 сказок для взрослых: кн. 18ххх / А. Горшков. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> stihi.ru/2015/10/13/4416?ysclid=lv3fyu8125767251517 (дата обращения: 16.04.2024).
25. Gorshkov, A. 70 skazok dlya vzrosly`x: kn. 18xxx / A. Gorshkov. — URL: <a href="https://stihi." target="_blank">https://stihi.</a> ru/2015/10/13/4416?ysclid=lv3fyu8125767251517 (data obrashheniya: 16.04.2024).
26. Гумилев, Л. Н. Этносфера. История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. — Москва : Экопрос, 1993. — 544 с.
27. Демина, А. В. Трансформация сказки в современной культуре / А. В. Демина, М. С. Гладкова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Философская антропология, философия культуры. — 2018. — № 3 (56). — С. 139–147.
28. Алмазова, О. В. Представления о бессмертии, рае и аде в контексте приобщения российской молодежи к духовной культуре / О. В. Алмазова, В. Ю. Баскаков, Н. С. Пряжников // Актуальные проблемы психологического знания. — 2019. — № 3/4 (52). — С. 5–26.
29. Клейменова, В. Ю. Волшебная литературная сказка как средство формирования этнокультурной идентичности / В. Ю. Клейменова. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/volshebnaya-literaturnaya-skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-etnokulturnoy-identi chnost
30. Klejmenova, V. Yu. Volshebnaya literaturnaya skazka kak sredstvo formirovaniya e`tnokul`turnoj identichnosti / V. Yu. Klejmenova. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> volshebnaya-literaturnaya-skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-etnokulturnoy-identichn
31. Круталевич, А. Н. «Мифологема» в понятийном аппарате культурологии / А. Н. Круталевич // Культура и цивилизация. — 2016. — № 1. — С. 10–21.
32. Кулашкина, Р. А. К вопросу о жанровых особенностях сказки для взрослых / Р. А. Кулашкина // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2016. — № 4 (73). — С. 162–167.
33. Литовченко, И. А. Использование притч и сказок в профориентационной работе с учащимися / И. А. Литовченко. — URL: <a href="https://infourok.ru/ispolzovanie-pritchi-skazok-v-proforientacionnoy-rabote-s-uchaschimisya-604702.html" target="_blank">https://infourok.ru/ispolzovanie-pritchi-skazok-v-proforientacionnoy-rabote-s-uchaschimisya-604702.html</a> (дата
34. обращения: 16.04.2024).
35. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — Москва : Политиздат, 1991. — 525 с.

Остальные статьи