Развитие коллективно-сопряженной деятельности как условие становления субъекта собственной деятельности
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме становления субъектности при осуществлении развитой коллективно-сопряженной (имеющей общую цель, но разные средства у разных участников) деятельности в детско-взрослой общности. Проанализированы и определены специфические особенности рефлексивных типов деятельности — исследования, проектирования, конструирования, оргуправления, а также стратегирования как механизма становления трансцендирующей рефлексии относительно указанных типов рефлексивной деятельности. Выявлена структура развитой коллективно-сопряженной деятельности человека как синтеза разных типов рефлексивной деятельности. Обоснована необходимость освоения человеком указанных типов деятельности и способов их сопряжения на разных этапах движения к цели для становления высшего уровня его субъектности — субъекта собственной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2024 |
Страницы | 5-22 |
УДК | 37(373) |
DOI | 10.51944/20738528_2024_2_5 |
Введение
Целью статьи является построение модели развитой коллективносопряженной деятельности человека (то есть коллективной деятельности, имеющей общую цель, но разные средства у разных ее участников), в которой возможен и реализуется наивысший уровень развития субъектности человека — «субъекта собственной деятельности». Эта модель является значимой для сферы образования, поскольку задает механизмы развития учащихся в образовательном процессе.
Субъект собственной деятельности не есть атрибут конкретного человека, личности. Эта категория является не онтологической, а деятельностной, характеризует уровень развития субъектности человека — ее масштаба. Поэтому в этой категории нельзя разделять собственно субъекта (познания, решения, труда, учебы и др.) как индивидуальность и его деятельность (учебную, исследовательскую, бытовую и др.). Субъект собственной деятельности характеризует человека как деятеля (неважно какой деятельности); как относящегося к ней рефлексивно, по ценностному основанию; выявляет рефлексивную позицию человека над своим бытием, не приуроченную ни к какой предметной деятельности. При этом становление субъектности действующего человека определяет развитие со-бытийной общности, в которой осуществляется деятельность, обогащает эту общность.
Главным механизмом становления субъекта собственной деятельности является включение человека в рефлексивные типы деятельности. Традиционное описание деятельности включало в себя последовательность этапов — потребность в ее осуществлении, формулирование целей и задач, подбор методов и средств, планирование и т. д. (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и др.) [4; 11]. В работах Г. П. Щедровицкого [22] и его последователей развертывание деятельности включает другие этапы: ее концептуализацию, целеполагание, ресурсообеспечение, планирование, реализацию, рефлексию сделанного; при этом выделены четыре главных типа рефлексивной деятельности — исследование, проектирование, конструирование, оргуправление. Освоение этих типов приводило к становлению субъекта соответствующего типа деятельности — субъекта познания, субъекта предметной деятельности, субъекта управления и коммуникации и т. д. В свое время введение таких типов деятельности было важно для развития психологии и методологии, что позволило зафиксировать специфику направленности и инструментария разных форм мышления и деятельности.
Позднее последователи данного подхода обсуждали высшие формы рефлексивного сознания — разведку (Ю. В. Громыко) [3], стратегирование (И. С. Павлов) [19] и др., что позволило поставить задачи освоения рефлексивных типов деятельности в комплексе, их интеграции в развитой коллективно-сопряженной деятельности. При этом особое значение приобретает стратегирование как механизм становления трансцендирующей рефлексии относительно всех типов рефлексивной деятельности.