Дата публикации: 01.01.2024

Исследование агрессии и тревожности в совместной творческой деятельности школьников

Аннотация

Рассматривается проблема повышения уровня агрессии и тревожности у подростков. Методологическую и методическую основу работы составили: Шкала личностной тревожности учащихся 10–16 лет (А. М. Прихожан), Методика оценки уровня агрессии Басса — Перри (адаптация С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского), Торонтская алекситимическая шкала, полупроективная методика «Тест руки Вагнера». Методики использованы для проведения комплексной диагностики и контроля результатов коррекционной программы «Лицо агрессии». У участников исследования в количестве 26 человек (две тренинговые группы) статистически значимо понизился гнев после прохождения программы «Лицо агрессии».




Проблема взаимосвязи агрессии и тревожности у подростков остается актуальной на сегодняшний день, несмотря на относительную изученность.

Цель исследования — определение эффективности коррекционной программы «Лицо агрессии», которая направлена на оптимизацию уровня агрессивности и тревожности у школьников. Коррекционная программа представляет собой совместную творческую деятельность. В исследовании участвовало 26 подростков от 11 до 14 лет, которые составили две тренинговые группы. В батарею методик при пре- и посттесте вошли: Шкала личностной тревожности учащихся 10–16 лет (А. М. Прихожан), Методика оценки уровня агрессии Басса — Перри (адаптация С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского) [2], Торонтская алекситимическая шкала. Тест руки Вагнера использовался один раз. Исследование проводилось на базе универсальной библиотеки Объединенного института ядерных исследований им. Д. И. Блохинцева в г. Дубне. Набор в группы происходил посредством рекламы в соцсетях. Каждое занятие длилось от одного астрономического часа до полутора. Программа включала 11 занятий, в том числе выставку рисунков (по желанию). У подростков также была возможность получить индивидуальные консультации (до трех консультаций на каждого участника), где они могли обсудить с психологом то, что не хотели выносить на групповое обсуждение.

Название тренинговой программы «Лицо агрессии» ориентировано на подростка. Лицо — это образ, символ того, как подросток представляет себе ту или иную эмоцию (ключевая именно агрессия). Это представление является во многом рефлексией чувств детей. Проект направлен на теоретическое знакомство и практическую проработку положительных и отрицательных эмоций, рефлексию собственных состояний и понимание эмоциональных реакций различной интенсивности. При выборе эмоций для проработки мы ориентировались на классика К. Э. Изарда. При составлении и реализации коррекционной программы — на методологию М. Е. Бурно [1]. Совместная творческая деятельность (рисование) помогает лучше взаимодействовать друг с другом и лучше понимать состояние своих сверстников. Целебное влияние оказывает групповая динамика, в частности чувство совместной ответственности, как в любом тренинге. «Находкой» настоящей коррекционной программы стала прицельная ориентация на художественные стили как в теории, так и на практике. Всего восемь стилей: марина (морской стиль), портрет, анимализм, натюрморт, пейзаж, супрематизм, сюрреализм, абстракционизм. В практической части подростки должны были изобразить эмоцию, которую они обсуждали, с помощью представленных стилей, без ограничения инструментария. Подростки продумывают идею рисунка, выбирают стиль и инструменты, которые ассоциируются с определенной эмоцией. Это позволяет сделать работу индивидуальной, уникальной. В итоге участники исследования научаются лучше рефлексировать эмоциональные состояния, что способствует оптимизации уровня агрессивности и тревожности.

Выводы:

1. Показатели гнева и враждебности как фактора готовности к агрессивному поведению взаимосвязаны со школьной, самооценочной, межличностной и магической тревожностью. Результаты статистически значимы.

Список литературы

1. 1. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. — Москва : Академический проект, 2012. — 487 с.
2. Burno, M. E. Terapiya tvorcheskim samovy`razheniem / M. E. Burno. — Moskva : Akademicheskij proekt, 2012. — 487 s.
3. 2. Ениколопов, С. Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский // Психологический журнал. — 2007. — № 1. — С. 115–124.
4. Enikolopov, S. N. Psixometricheskij analiz russkoyazy`chnoj versii Oprosnika diagnostiki agressii A. Bassa i M. Perri / S. N. Enikolopov, N. P. Cibul`skij // Psixologicheskij zhurnal. — 2007. — № 1. — S. 115–124.

Остальные статьи