Взаимосвязь личностного ресурса и психологического благополучия студентов
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь индекса общего психологического благополучия, его компонентов с индивидуально-психологическими черта215 ми личности, составляющими личностный ресурс. Установлено, что высокий уровень психологического благополучия достигается за счет проявления таких качеств человека, как самоэффективность, самоконтроль, жизнестойкость, позитивные отношения с другими и позитивное отношение к себе, наличие цели в жизни. Самочувствие студентов напрямую связано с толерантностью к неопределенности. Чем выше хорошее самочувствие, тем больше молодые люди предпочитают неопределенность, перемены, стремление к новизне и решению сложных задач.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 214-216 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_214 |
В предыдущем исследовании [1] получены данные значимого вклада ценностных ориентаций в психологическое благополучие студентов. В данной работе проверялось предположение о наличии положительной корреляции между показателями личностного ресурса и психологическим благополучием учащихся.
Для диагностики психологического благополучия использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Показатели личностного ресурса исследовались с помощью таких методик, как «Шкала общей толерантности к неопределенности» (MSTAT), «Краткая шкала самоконтроля», «Тест жизнестойкости» (ТЖ), «Опросник общей самоэффективности» (ООСЭ), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс хорошего самочувствия» (WHO). Статистический анализ осуществлялся при помощи корреляционного анализа Спирмена [2]. Выборку составили студенты в возрасте от 18 до 21 года (N = 41; M = 18,83; SD = 0,13).
Корреляционный анализ Спирмена показывает наличие общих положительных корреляций между психологическим благополучием и индексом хорошего самочувствия, а также между психологическим благополучием и показателем удовлетворенности жизнью (r = 0,44, p < 0,01; r = 0,31, p < 0,05 соответственно). Высокий уровень значимости получен между общим показателем психологического благополучия и жизнестойкостью, самоэффективностью, самоконтролем (r = 0,53, p < 0,001; r = 0,46, p < 0,01; r = 0,34, p < 0,05 соответственно).
Выявлена отрицательная частная связь между значениями шкал «баланс аффекта» и «позитивные отношения с другими», «самопринятие», «управление окружающей средой» (r = –0,60, r = –0,38, r = –0,37). Это свидетельствует о том, что неудовлетворенность собственной жизнью, ощущение собственного бессилия приводят к неспособности поддерживать позитивные отношения с окружающими, к невозможности управлять своей жизнью.
Интересно, что не выявлено корреляционных связей между индексом общего психологического благополучия и показателями по методике толерантности к неопределенности. Однако обнаружены положительные связи между индексом хорошего самочувствия и показателями методики «Шкала общей толерантности к неопределенности» как по общему баллу, так и по отдельным шкалам на 0,01; 0,05 уровнях значимости. Можно предположить, что чем выше у студентов показатель хорошего самочувствия (наличие хорошего настроения, сна, ощущение бодрости, активность), тем выше потребность в изменениях, новизне.