Основные факторы включения экскурсий в образовательный процесс учебных заведений Российской империи во второй половине XIX века
Аннотация
В статье рассматриваются основные факторы включения экскурсий в образовательный процесс учебных заведений Российской империи в конце XIX в. Прослеживается становление экскурсий как формы организации познавательной деятельности учащихся. Проводится связь между развитием экскурсионного дела и научно-технической революцией в стране. Обосновывается мысль о заимствовании западного педагогического опыта использования дидактического потенциала ученических экскурсий. Подчеркивается вклад научных обществ, кружков, клубов в популяризацию ученических экскурсий. Определены все виды экскурсий с учащимися. Значительное внимание уделяется успешной реализации экскурсий в высшей школе. Автор приходит к выводу, что во второй половине XIX в. в большинстве учебных заведений страны экскурсии были полноправно отражены в учебных планах, имели прочную методическую базу, способствовали расширению научного кругозора учащихся, несли важное воспитательное и образовательное значение.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 200-211 |
УДК | 378.147 (09) |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_200 |
В настоящее время в России наблюдается модернизация системы высшего образования, приоритетной задачей которой становится поиск новых форм и методов обучения, эффективных для подготовки конкурентоспособных специалистов высокого уровня, мобильных на рынке труда, отличающихся широким кругозором и научным потенциалом. В плане решения данной задачи глубокого переосмысления и переоценки требуют накопленный ранее в отечественном университетском образовании исторический опыт организации обучения студенческой молодежи, объективная оценка действенных в конце XIX — начале ХХ в. форм обучения и способов научного взаимодействия педагогов со студентами, а также использование наработанных прогрессивной педагогической общественностью исследуемого периода достижений и их внедрение в современный образовательный процесс в высшей школе. Одним из эффективных методов коллективного приобретения знаний и новой формой научной жизни в рассматриваемый временной период стала организация с учащимися познавательных экскурсий, имеющих важный образовательный и воспитательный потенциал. Актуальность исследования обусловлена тем, что обращение к опыту проведения образовательных экскурсий с учащимися в конце XIX — начале ХХ в., обоснование их роли в учебном процессе, выявление факторов их популярности могут оказать существенную помощь во внедрении экскурсионной практики в систему современного высшего образования.
Во второй половине XIX в. в Российской империи активно происходила научно-техническая революция, следствием которой стали новые мировые открытия, новые изобретения в различных промышленных областях. Значительно вперед продвинулось развитие текстильной, химической, керамической промышленности. Совершенствовались такие важные для развития страны отрасли, как металлургия (изобретена дуговая печь, запатентован новаторский метод по изготовлению стали, изобретен сталлит), энергетика (появление в России первой гидроэлектростанции, создание генератора постоянного тока, обоснование трехфазной системы переменного тока), станкостроение (разработка новых измерительных инструментов для машиностроения, изобретение металлорежущего станка, создание первого токарного автомата). Заметно вперед продвинулась медицина (учеными были установлены возбудители сыпного тифа и сифилиса, обнаружен плазмодий, определены полезные свойства антитоксических сывороток, открыто бактерицидное качество пенициллиновой кислоты, доказано существование вирусов, найдена сыворотка против дифтерии). Все эти научные достижения уже с середины XIX в. выявили необходимость пересмотра образовательного вектора учебных заведений в Российской империи и обозначили новую стратегию высшей школы, а именно обеспечение различных отраслей грамотными кадрами и подготовку широко эрудированных, творческих, профессионально ориентированных студентов, способных продолжить развитие науки в стране.
Для решения новых образовательных задач прогрессивной педагогической общественностью были предложены новые эффективные способы обучения, одним из которых стало введение экскурсий в образовательный процесс низших, средних и высших учебных заведений Российской империи.
Невзирая на то что просветительские и образовательные экскурсии для школьников практиковались и ранее, еще со второй половины XVIII в., например, под руководством известного декабриста, энтузиаста И. Д. Якушкина, работавшего в женской гимназии и проводившего с воспитанницами летние познавательные экскурсионные прогулки для изучения растительного мира Отечества, активное развитие данного вопроса и обоснование целесообразности проведения экскурсий с учащимися разных учебных заведений Российской империи пришлись именно на середину ХІХ в. Отметим, что во многом это произошло благодаря удачным переводам педагогических рекомендаций известного чешского ученого Яна Амоса Коменского, отмечавшего преимущества наглядности и предметности в процессе обучения.
Представляется важным обозначить и другие основные факторы, повлиявшие на интенсивное развитие экскурсионного дела в Российской империи в исследуемый период и на использование его широких возможностей в обучении. Как было указано ранее, первым и существенным фактором развития экскурсионного дела стала новая образовательная модель, появившаяся вследствие интенсивного развития различных научно-технических областей. Исследование показало, что формирование научного кругозора в середине ХІХ в. в большинстве учебных заведений Российской империи происходило слабо. Такие же низкие были умения и навыки познавательной деятельности обучаемых (умение наблюдать и анализировать увиденное, умение обобщать и систематизировать полученные данные, умение делать верные выводы, научно аргументируя их и подтверждая научными фактами), то есть как раз те умения и навыки, которые могли успешно формироваться при проведении для учащихся экскурсий разного характера.