Дата публикации: 29.11.2022

Представления российских учителей об актуальности и содержании комплексного сексуального образования

Аннотация

Статья является продолжением серии публикаций по результатам исследования о работе практикующих школьных педагогов с темами, касающимися комплексного сексуального образования. Рассматриваются актуальность и содержание комплексного сексуального образования с позиций международных исследований. Анализируются представления российских педагогов об актуальности и необходимом содержании такого рода обучения. Результаты показывают, что содержание международных руководств и представления российских педагогов преимущественно пересекаются, демонстрируя, однако, противоречие в вопросах, касающихся гендерной проблематики.




Введение

Данная статья является продолжением серии публикаций, созданных по материалам исследования, проведенного в 2019–2020 гг. [2; 3]. Исследование было посвящено изучению того, как практикующие школьные учителя работают с темами, касающимися комплексного сексуального образования, как относятся к нему, с какими сложностями сталкиваются.

Ранее была опубликована статья, представляющая основные практики работы учителей с такими темами, как здоровье и безопасность, социальные и юридические нормы, отношения полов и гендерные роли, репродуктивная система, безопасность половой жизни и пр. В ней были сформулированы и описаны стратегии, которыми руководствуются учителя, освещая темы, касающиеся этих вопросов, а также тактики, к которым прибегают учителя, внезапно сталкиваясь с ситуациями, касающимися таких сензитивных, неудобных тем [3].

Вторая статья была посвящена тем барьерам, которые возникают при освещении этих тем, и опасениям педагогов по этому поводу. В ней также раскрыты юридические вопросы, связанные с обсуждением половых отношений и прочих спорных вопросов, касающихся несовершеннолетних [2].

Мы считаем важным опубликовать еще одну часть данного исследования, отражающую то, какие представления о содержании комплексного сексуального образования есть у практикующих педагогов, что они считают важным для обсуждения, какие темы, по их мнению, должны были бы составлять программу такого рода курса.

Список литературы

1. Haberland, N. A. The case for addressing gender and power in sexuality and HIV education : A comprehensive review of evaluation studies / N. A. Haberland // International Perspectives on Sexual and Reproductive Health. — 2015. — Vol. 41, № 1. — P. 31–42.
2. The current prevalence of child sexual abuse worldwide : A systematic review and meta-analysis / J. Barth [et al.] // International Journal of Public Health. — 2012. — Vol 58, № 3. — P. 469–483. — doi: 10.1007/s00038- 012-0426-1
3. Sexuality education in Europe. A reference guide to policies and practices [Electronic resource]. — Brussels : IPPF European Network, 2006. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> healtheducationresources.unesco.org/sites/default/files/resources/sexuality_education_ e
4. School-Based Sexuality Education Programmes. A cost and cost-effectiveness analysis in six countries. — UNESCO, 2011.
5. School Based Sex Education and HIV Prevention in Low- and Middle-Income Countries : A Systematic Review and Meta-Analysis / V. A. Fonner [et al.] // PLoS ONE. — 2014. — Vol. 9, № 3. — P. e89692. — <a href="https://doi.org/10.1371/journal.pone.0089692" target="_blank">https://doi.org/10.1371/journal.pone.0089692</a>
6. Leent, L. van. Supporting school teachers: primary teachers’ conceptions of their responses to diverse sexualities / L. van Leent // Sexuality, Society and Learning. — 2017. — Vol. 17, № 4. — P. 440–453.
7. Interventions for preventing unintended pregnancies among adolescents [Electronic resource] / C. Oringanje [et al.] // Cochrane Database of Systematic Reviews. — 2016, № 2. — Mode of access: <a href="https://www.cochrane.org/CD005215/FERTILREG_interventionsprevent" target="_blank">https://www.cochrane.org/CD005215/FERTILREG_interventionsprevent</a>
8. HIV/AIDS surveillance in Europe [Electronic resource]. — 2022. — Mode of access: <a href="https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289058636" target="_blank">https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289058636</a> (date of the application: 06.12.2022).
9. Hidden in Plain Sight : A statistical analysis of violence against children [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="http://files.unicef." target="_blank">http://files.unicef.</a> org/publications/files/Hidden_in_plain_ sight_statistical_analysis_EN_3_Sept_2014.pdf (date of the application: 06.12
10. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. — Изд. 2-е, доп. — М. : Медицина, 1990. — 332 с. Kon, I. S. Vvedenie v seksologiyu / I. S. Kon. — Izd. 2-e, dop. — M. : Medicina, 1990. — 332 s.
11. Стандарты сексуального образования в Европе : Документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения [Электронный ресурс]. — Кельн : Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, 2010. — Режи
12. Сексуальные права [Электронный ресурс] : Декларация Международной федерации планирования семьи. — Всеармянская ассоциация «Во имя семьи и здоровья», 2009. — Режим доступа: <a href="https://www.ippf.org/sites/default/files/ippf_sexual_rights_" target="_blank">https://www.ippf.org/sites/default/files/ippf_sexual_rights_</a> declaration_russian.pd
13. Образование в области здоровья в Европе и в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) [Электронный ресурс]. — ЮНЕСКО ; М., 2013. — Режим доступа: <a href="http://adolesmed.szgmu.ru/p/82/?m1=4" target="_blank">http://adolesmed.szgmu.ru/p/82/?m1=4</a> (дата обращения: 06.12.2022). Obrazovanie v oblasti zdorov`ya v
14. Международное техническое руководство по сексуальному образованию [Электронный ресурс]. — UNESCO, 2018. — Режим доступа: <a href="https://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2018/07/ITGSE-2018-Rus.pdf" target="_blank">https://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2018/07/ITGSE-2018-Rus.pdf</a> (дата обращения: 06.12.2022). Mezhdunarodnoe texnicheskoe rukovod
15. Крайнова, П. О. Практики работы школьных учителей с темами, касающимися сексуального образования / П. О. Крайнова, А. С. Обухов // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 2. — С. 169–186. Krajnova, P. O. Praktiki raboty` shkol`ny`x uchitelej s te
16. Крайнова, П. О. Касаясь сексуального образования: барьеры и опасения педагогов / П. О. Крайнова // Образовательная политика. — 2021. — № 4. — С. 104–115. Krajnova, P. O. Kasayas` seksual`nogo obrazovaniya: bar`ery` i opaseniya pedagogov / P. O. Krajnova /

Остальные статьи