Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь профессиональной идентичности и личностных свойств молодых менеджеров по работе с клиентами

Аннотация

Статья раскрывает особенности профессиональной идентичности современных молодых менеджеров по работе с клиентами. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие молодые менеджеры по работе с клиентами (N = 52) и представители других профессий, не работающие с клиентами в ежедневном непосредственном взаимодействии (бухгалтеры, IT-специалисты, экономисты) (N = 52), в возрасте 23–35 лет (средний возраст — 29,7 года). Значимые различия в профессиональной идентичности между менеджерами и специалистами других профессий не выявлены. У менеджеров по работе с клиентами обнаружены 15 положительных корреляционных связей и 2 отрицательные между профессиональной идентичностью и личностными свойствами. У представителей профессий, не связанных с постоянной работой с людьми, определены лишь 4 значимые подобные связи. Статья предназначена для психологов, менеджеров по работе с клиентами.




Введение

Современные исследования доказывают, что успешность развития общества во многом зависит от эффективности профессиональной деятельности менеджеров тех организаций, которые функционируют в этом обществе [3]. Известно, что первыми на изменения сегодняшнего рынка услуг вынуждены реагировать менеджеры по работе с клиентами. От их чувствительности и рациональности, высокой адаптивности к современным реалиям зависят профессиональная деятельность представителей других профессий и эффективность всей организации в целом. Повышение продуктивности деятельности менеджеров по работе с клиентами является определяющим фактором для роста уровня конкурентоспособности организации в современных условиях [6; 8]. На наш взгляд, важным вкладом в решение вопроса повышения продуктивности деятельности менеджеров по работе с клиентами может стать изучение психологических феноменов личности эффективного менеджера. Знание данного вопроса может помочь при отборе в профессию претендентов с теми личностными свойствами, которые уже характерны для профессионалов, демонстрирующих высокую продуктивность.

В нынешних изысканиях перечень необходимых профессионально-личностных качеств менеджера по работе с клиентами не однозначен. Так, М. Г. Блинова, Г. И. Давыдова, Л. В. Паньшина, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина, N. Nikolova, С. Palmer-Woodward, A. S. Waterman [1; 4; 15; 20; 21; 22] включают в них: стабильность, автономность, спонтанность, активность, доминантность, амбициозность, принадлежность, служение. Е. А. Столярчук [16] говорит о том, что эффективным менеджерам по работе с клиентами также свойственны: заинтересованность выполнять профессиональную деятельность, стремление к самосовершенствованию, наличие инновационного потенциала, ориентация на достижения, установление гармоничных взаимоотношений с окружающими, высокая потребность в признании, широкие социальные контакты, структурирование своей деятельности, удовлетворенность условиями труда, ощущение ценности в контексте профессиональной деятельности, принятие на себя ответственности за свою жизнь. Р. А. Долженко, М. В. Ермолаева [5; 7; 8] предлагают опираться на компетентностный подход и выделяют компетенции работы в команде, личностные компетенции (удовлетворенность трудом, мотивация, стрессоустойчивость, оптимизм, видение перспективы, ответственное целеполагание), коммуникативную компетентность, компетенции менеджера проекта. Вслед за Г. И. Давыдовой, Н. Л. Ивановой, A. S. Waterman [4; 10; 22] мы считаем, что набор необходимых профессионально-личностных качеств менеджера по работе с клиентами следует определять через изучение представителей профессии, демонстрирующих достаточную профессиональную идентичность, так как данный феномен включает в себя не только внешние показатели эффективности профессиональной деятельности, он является продуктом соотнесения человеком себя со своим трудом и его особенностями в виде удовлетворенности от работы, самоэффективности и приверженности ценностям профессиональной группы, в которую он входит. Поэтому в нашей работе мы решили исследовать взаимосвязь различных личностных свойств молодых менеджеров по работе с клиентами (23–35 лет) с достаточной профессиональной идентичностью. Выбор данной возрастной когорты определен тем, что именно в этом возрасте менеджеры по работе с клиентами чаще всего достигают высоких результатов в профессиональной деятельности и имеют низкие значения профессиональной деформации. Мы предположили, что существуют различия в профессионально-личностных свойствах молодых менеджеров по работе с клиентами с оптимальной профессиональной идентичностью и представителей других профессий, не работающих с клиентами в ежедневном непосредственном взаимодействии.

Материалы и методы исследования

Список литературы

1. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2000. — 18 с.
2. Waterman, A. S. Eudaimonic identity theory / A. S. Waterman, S. J. Schwartz // The best within us : Positive psychology perspectives on Eudaimonia / ed. by A. S. Waterman. — Washington, 2013. — Р. 99–118.
3. Palmer-Woodward, C. Identity Formation and Emerging Intentions in ConsultantClient Relationships / C. Palmer-Woodward // International Journal of Management and Administration. — 2007 — Vol. 7, № 13. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/" target="_blank">https://www.researchgate.net/</a> publication/30
4. Nikolova, N. The Client-Consultant Relationship in Professional Service Firms / N. Nikolova. — Köln : Koelner Wissenschaftsverlag, 2007. — 318 s. — DOI: 10.1007/978-3658-24376-0
5. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, обучение : учебник / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 600 с.
6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — Москва : Прогресс, 1990. — 367 с.
7. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. — 488 с.
8. Столярчук, Е. А. Формирование профессиональной идентичности менеджеров туризма / Е. А. Столярчук // Петербургский психологический журнал. — 2014. — № 6. — С. 71–82.
9. Перевозкина, Ю. М. Структура интегральной индивидуальности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / Ю. М. Перевозкина, С. Б. Перевозкин, Л. В. Паньшина // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 6. — С. 124
10. Опросник Gallup — Q12 и другие инструменты оценки вовлеченности. — URL: <a href="https://www.hr-director.ru/article/67963-oprosnik-gallup---q12-i-drugie-instrumentyotsenki-vovlechennosti" target="_blank">https://www.hr-director.ru/article/67963-oprosnik-gallup---q12-i-drugie-instrumentyotsenki-vovlechennosti</a> (дата обращения: 15.01.2024).
11. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д. В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. — Москва, 2009. — С. 264–278.
12. Блинова, М. Г. Дополнительное образование как фактор формирования профессиональных специальных компетенций менеджера по работе с персоналом / М. Г. Блинова // Креативный менеджмент. — 2015. — № 2. — С. 77–79.
13. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : [учеб.-метод. пособие] / А. Н. Капустина. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 99 с.
14. Иванова, Н. Л. Социальная и профессиональная идентичность личности в психологических исследованиях: проблема соотношения / Н. Л. Иванова, И. А. Булгакова // Мир психологии. — 2023. — № 3 (114). — С. 216–230. — DOI: 10.51944/20738528_2023_3_216
15. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Жданович Анастасия Александровна. — Москва, 2008. — 277 с.
16. Ермолаева, М. В. Вовлеченность персонала как проблема психологии / М. В. Ермолаева, А. П. Авдеева // Мир психологии. — 2023. — № 1 (112). — С. 101–108. — DOI: 10.51944/20738528_2023_1_101
17. Ермолаева, М. В. Компетентностный подход к управлению персоналом / М. В. Ермолаева // Мир психологии. — 2021. — № 3 (106). — С. 110–115. — DOI: 10.51944/2073-8528_2021_3_110
18. Ермолаева, Е. П. Психологическое состояние «эффективного менеджмента» в России / Е. П. Ермолаева // Инициативы XXI века. — 2015. — № 4. — С. 53–54.
19. Долженко, Р. А. Как подобрать хорошего менеджера по работе с клиентами? / Р. А. Долженко // Кадровик. — 2020. — № 12. — С. 86–89.
20. Давыдова, Г. И. Рефлексивно-диалогический подход в развитии профессиональной культурной идентичности менеджера туризма / Г. И. Давыдова // Вестник Национальной академии туризма. — 2012. — № 1 (21). — С. 79–83.
21. Бюраева, Ю. Г. Формирование слоя менеджеров в социальной структуре модернизирующегося российского общества : на материалах Республики Бурятия : автореф. дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Бюраева Юлия Григорьевна. — Улан-Удэ, 2014. — 49 с.
22. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 304 с.

Остальные статьи