Взаимосвязь профессиональной идентичности и личностных свойств молодых менеджеров по работе с клиентами
Аннотация
Статья раскрывает особенности профессиональной идентичности современных молодых менеджеров по работе с клиентами. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие молодые менеджеры по работе с клиентами (N = 52) и представители других профессий, не работающие с клиентами в ежедневном непосредственном взаимодействии (бухгалтеры, IT-специалисты, экономисты) (N = 52), в возрасте 23–35 лет (средний возраст — 29,7 года). Значимые различия в профессиональной идентичности между менеджерами и специалистами других профессий не выявлены. У менеджеров по работе с клиентами обнаружены 15 положительных корреляционных связей и 2 отрицательные между профессиональной идентичностью и личностными свойствами. У представителей профессий, не связанных с постоянной работой с людьми, определены лишь 4 значимые подобные связи. Статья предназначена для психологов, менеджеров по работе с клиентами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 189-199 |
УДК | 1.159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_189 |
Введение
Современные исследования доказывают, что успешность развития общества во многом зависит от эффективности профессиональной деятельности менеджеров тех организаций, которые функционируют в этом обществе [3]. Известно, что первыми на изменения сегодняшнего рынка услуг вынуждены реагировать менеджеры по работе с клиентами. От их чувствительности и рациональности, высокой адаптивности к современным реалиям зависят профессиональная деятельность представителей других профессий и эффективность всей организации в целом. Повышение продуктивности деятельности менеджеров по работе с клиентами является определяющим фактором для роста уровня конкурентоспособности организации в современных условиях [6; 8]. На наш взгляд, важным вкладом в решение вопроса повышения продуктивности деятельности менеджеров по работе с клиентами может стать изучение психологических феноменов личности эффективного менеджера. Знание данного вопроса может помочь при отборе в профессию претендентов с теми личностными свойствами, которые уже характерны для профессионалов, демонстрирующих высокую продуктивность.
В нынешних изысканиях перечень необходимых профессионально-личностных качеств менеджера по работе с клиентами не однозначен. Так, М. Г. Блинова, Г. И. Давыдова, Л. В. Паньшина, С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина, N. Nikolova, С. Palmer-Woodward, A. S. Waterman [1; 4; 15; 20; 21; 22] включают в них: стабильность, автономность, спонтанность, активность, доминантность, амбициозность, принадлежность, служение. Е. А. Столярчук [16] говорит о том, что эффективным менеджерам по работе с клиентами также свойственны: заинтересованность выполнять профессиональную деятельность, стремление к самосовершенствованию, наличие инновационного потенциала, ориентация на достижения, установление гармоничных взаимоотношений с окружающими, высокая потребность в признании, широкие социальные контакты, структурирование своей деятельности, удовлетворенность условиями труда, ощущение ценности в контексте профессиональной деятельности, принятие на себя ответственности за свою жизнь. Р. А. Долженко, М. В. Ермолаева [5; 7; 8] предлагают опираться на компетентностный подход и выделяют компетенции работы в команде, личностные компетенции (удовлетворенность трудом, мотивация, стрессоустойчивость, оптимизм, видение перспективы, ответственное целеполагание), коммуникативную компетентность, компетенции менеджера проекта. Вслед за Г. И. Давыдовой, Н. Л. Ивановой, A. S. Waterman [4; 10; 22] мы считаем, что набор необходимых профессионально-личностных качеств менеджера по работе с клиентами следует определять через изучение представителей профессии, демонстрирующих достаточную профессиональную идентичность, так как данный феномен включает в себя не только внешние показатели эффективности профессиональной деятельности, он является продуктом соотнесения человеком себя со своим трудом и его особенностями в виде удовлетворенности от работы, самоэффективности и приверженности ценностям профессиональной группы, в которую он входит. Поэтому в нашей работе мы решили исследовать взаимосвязь различных личностных свойств молодых менеджеров по работе с клиентами (23–35 лет) с достаточной профессиональной идентичностью. Выбор данной возрастной когорты определен тем, что именно в этом возрасте менеджеры по работе с клиентами чаще всего достигают высоких результатов в профессиональной деятельности и имеют низкие значения профессиональной деформации. Мы предположили, что существуют различия в профессионально-личностных свойствах молодых менеджеров по работе с клиентами с оптимальной профессиональной идентичностью и представителей других профессий, не работающих с клиентами в ежедневном непосредственном взаимодействии.