Дата публикации: 01.01.2024

Представления о родительском поведении в студенческом возрасте

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование развития представлений о родительском поведении в студенческом возрасте. Показано, что, в отличие от первокурсников, представления о родительстве у выпускников являются более зрелыми и реалистичными, что свидетельствует об определенной степени их психологической готовности к выполнению функций родителя.




Актуальность решения демографической проблемы через повышение рождаемости ставит перед психологической наукой задачу изучения психологической готовности юношей и девушек к рождению собственных детей, к выполнению ими родительских функций.

Проблема становления родительства и психологической готовности к нему раскрывается в работах многих авторов, в том числе Е. Н. Васильевой, Е. И. Захаровой, Р. В. Овчаровой и др. [1; 5; 6].

Р. В. Овчарова разрабатывает системный подход к пониманию психологической сущности и формированию родительства, трактуя его как относительно самостоятельную подсистему в системе семьи. Родительство определяется как «интегральное психологическое образование (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие» [5, с. 13].

С точки зрения Е. И. Захаровой [4], важнейшими условиями принятия социальной позиции родителя являются личностное отношение молодого человека к феномену родительства, степень его принятия для себя как значимого аспекта жизненного самоопределения. Если такого принятия нет — формирование полноценной родительской позиции будет затруднено, что помешает осуществлению полноценной родительской деятельности в своей собственной семье.

Е. И. Захарова показывает, что «внутренняя позиция родителя становится результатом осознания и принятия взрослым человеком позиции посредника, обеспечивающего физическое, психическое и социальное развитие ребенка, принятие ответственности за его благополучие, что обуславливает готовность к реализации родительских функций» [6, с. 118].

Список литературы

1. 11. Positive Youth Development : Parental Warmth, Values, and Prosocial Behavior in 11 Cultural Groups / C. Pastorelli, A. Zuffiano, J. Lansford [et al.] // Journal of Youth Development. — 2021. — Vol. 16, № 2/3. — P. 379–401. — DOI: 10.5195/jyd 2021.1021
2. 10. Positive Parenting Style and Positive Health beyond the Authoritative Style : Self, Universalism Values, and Protection against Emotional Vulnerability from Spanish Adolescents and Adult Children / I. Palacios, O. Garcia, M. Alcaide, F. Garcia // Fron
3. E`rikson, E` . Identichnost`: yunost` i krizis / E` . E`rikson. — 2-e izd. — Moskva : MPSI : Progress : Flinta, 2006. — 352 s.
4. 9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — 2-е изд. — Москва : МПСИ : Прогресс : Флинта, 2006. — 352 с.
5. Shabel`nikov, V. K. Sem`ya v obrazovatel`nom processe : ucheb. posobie / V. K. Shabel`nikov, S. I. Grigor`eva. — 2-e izd., dop. — Moskva : IIU GUP, 2019. — 152 s.
6. 8. Шабельников, В. К. Семья в образовательном процессе : учеб. пособие / В. К. Шабельников, С. И. Григорьева. — 2-е изд., доп. — Москва : ИИУ ГУП, 2019. — 152 с.
7. Xoxlova, E. V. Predstavlenie ob institute roditel`stva u nastoyashhix i budushhix roditelej / E. V. Xoxlova, A. S. Lushkina // Inform-obrazovanie. — Volgograd, 2021. — Vy`p. 1. — S. 41–46.
8. 7. Хохлова, Е. В. Представление об институте родительства у настоящих и будущих родителей / Е. В. Хохлова, А. С. Лушкина // Информ-образование. — Волгоград, 2021. — Вып. 1. — С. 41–46.
9. Povy`shenie roditel`skoj kompetentnosti posredstvomkinematograficheskogo vozdejstviya: kol. monografiya / E. I. Zaxarova, A. G. Dolgix, O. A. Karabanova, Yu.A.Starostina ; pod red. V. L. Sitnikova.— Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im.A.I.Gercena, 2018. — 28
10. 6. Повышение родительской компетентности посредством кинематографического воздействия : кол. монография / Е. И. Захарова, А. Г. Долгих, О. А. Карабанова, Ю. А. Старостина ; под ред. В. Л. Ситникова. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
11. Ovcharova, R. V. Psixologiya roditel`stva / R. V. Ovcharova. — Moskva : Akademiya, 2005. — 368 s.
12. 5. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. — Москва : Академия, 2005. — 368 с.
13. Dolgix, A. G. Soderzhanie i stepen` garmonichnosti predstavlenij o materinstve i otczovstve v yunosheskom vozraste / A. G. Dolgix, E. I. Zaxarova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psixologiya. — 2018. — № 2. — S. 89–99.
14. 4. Долгих, А. Г. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском возрасте / А. Г. Долгих, Е. И. Захарова // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2018. — № 2. — С. 89–99.
15. Dejnichenko, L. B. Vliyanie xaraktera e`mocional`nogo komponenta detskoroditel`skogo vzaimodejstviya na predstavleniya o roditel`stve v
16. 3. Дейниченко, Л. Б. Влияние характера эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на представления о родительстве в студенчестве/Л. Б. Дейниченко // Психология и современное российское образование: матер. IV Всерос. съезда психологов об
17. Ginzburg, M. R. Psixologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya / M. R. Ginzburg // Voprosy` psixologii. — 1994. — № 3. — S. 43–52.
18. 2. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43–52.
19. Vasil`eva, E. N. Psixologicheskaya gotovnost` k roditel`stvu : monografiya / E. N. Vasil`eva, A. V. Shherbakov. — Nizhnij Novgorod : NIU RANXiGS, 2015. — 208 s.
20. 1. Васильева, Е. Н. Психологическая готовность к родительству : монография / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков. — Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. — 208 с.

Остальные статьи