Представления о родительском поведении в студенческом возрасте
Аннотация
В статье представлено эмпирическое исследование развития представлений о родительском поведении в студенческом возрасте. Показано, что, в отличие от первокурсников, представления о родительстве у выпускников являются более зрелыми и реалистичными, что свидетельствует об определенной степени их психологической готовности к выполнению функций родителя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 146-152 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_146 |
Актуальность решения демографической проблемы через повышение рождаемости ставит перед психологической наукой задачу изучения психологической готовности юношей и девушек к рождению собственных детей, к выполнению ими родительских функций.
Проблема становления родительства и психологической готовности к нему раскрывается в работах многих авторов, в том числе Е. Н. Васильевой, Е. И. Захаровой, Р. В. Овчаровой и др. [1; 5; 6].
Р. В. Овчарова разрабатывает системный подход к пониманию психологической сущности и формированию родительства, трактуя его как относительно самостоятельную подсистему в системе семьи. Родительство определяется как «интегральное психологическое образование (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие» [5, с. 13].
С точки зрения Е. И. Захаровой [4], важнейшими условиями принятия социальной позиции родителя являются личностное отношение молодого человека к феномену родительства, степень его принятия для себя как значимого аспекта жизненного самоопределения. Если такого принятия нет — формирование полноценной родительской позиции будет затруднено, что помешает осуществлению полноценной родительской деятельности в своей собственной семье.
Е. И. Захарова показывает, что «внутренняя позиция родителя становится результатом осознания и принятия взрослым человеком позиции посредника, обеспечивающего физическое, психическое и социальное развитие ребенка, принятие ответственности за его благополучие, что обуславливает готовность к реализации родительских функций» [6, с. 118].