Дата публикации: 01.01.2024

Современный российский руководитель в представлениях государственных служащих, занимающих разные должностные позиции

Аннотация

В статье представлены результаты исследования представлений государственных служащих, занимающих разные должностные позиции, о психологических характеристиках современного российского руководителя. Факторный анализ, проведенный в подгруппах, выделенных по уровню должности, показал, что в представлениях участников исследования о современном российском руководителе существует как сходство, обусловленное сферой профессиональной деятельности, так и различия, обусловленные должностной позицией, которую занимают респонденты. Выделено восемь образов современного российского руководителя, в совокупности составляющих его целостный, но в то же время противоречивый портрет и отражающих различные типы руководителей с точки зрения респондентов, характерные именно для современного этапа развития России.




Введение

Главной функцией руководителя как субъекта управленческой деятельности является достижение общегрупповых целей путем организации слаженной, целенаправленной и скоординированной работы членов данной группы [14], то есть поддержание системы кооперативных усилий [3].

Как показывают многочисленные исследования, эффективность реализации этой функции и продуктивность управленческой деятельности в целом во многом определяются личностными и деятельностными характеристиками руководителя (см., например, [9; 11; 13; 22]). При этом значимость той или иной характеристики со временем может изменяться, и на первый план могут выходить новые личностные качества и особенности поведения. Так, исследователи отмечают, что для современных руководителей гораздо более важными, чем раньше, становятся отношения с другими людьми, и самым важным умением руководителя оказывается умение выстраивать команду [17], то есть руководитель должен быть способен дать сотрудникам возможность работать в команде [21]. Это, в свою очередь, предполагает, что руководитель должен иметь высокий эмоциональный и социальный интеллект и сформированные на его основе управленческие компетенции [21], которые позволят находить общий язык с сотрудниками и объединять их вокруг общих целей [20]. Кроме того, так как с повышением роли знаний повысилась важность непрерывного обучения и переподготовки, современный руководитель должен уделять значительное внимание индивидуальной работе с подчиненными по повышению их квалификации [20].

Можно говорить о том, что проблема личностных и деятельностных характеристик руководителя имеет непреходящую актуальность, так как любые значительные социальные, экономические, технологические и культурные изменения приводят к изменениям в управленческой деятельности, а следовательно, к изменениям в структуре профессионально значимых личностных и деятельностных характеристик руководителей, и все это требует новых исследований.

Как мы отмечали ранее [15], одним из двух основных направлений исследований личностных и деятельностных характеристик руководителя является изучение социальных представлений об этих характеристиках.

Список литературы

1. 12.Петренко, В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. — Москва : Новый хронограф, 2009. — 440 с.
2. 22.Zakharova, L. N. Personal characteristics of effective managers in organizational cultures of different types / L. N. Zakharova, E. V. Korobeynikova // Psychology in Russia : State of the Art. — 2015. — Vol. 8, № 3. — P. 69–83.
3. 21.Raišienė, A. G. Leadership and Managerial Competences in a Contemporary Organization from the Standpoint of Business Executives / A. G. Raišienė // Economics and Sociology. — 2014. — Vol. 7, № 3. — P. 179–193. — DOI: 10.14254/2071789X.2014/7-3/14
4. 20.Karaszewski, R. The Leading Traits of the Modern Corporate Leader : Comparing Survey Results from 2008 and 2018 / R. Karaszewski, R. Drewniak // Energies. — 2021. — Vol. 14, № 23. — URL: <a href="https://www.mdpi.com/1996-1073/14/23/7926" target="_blank">https://www.mdpi.com/1996-1073/14/23/7926</a> (date of the applicatio
5. 19.Шишкарев, А. А. К вопросу об образе современного руководителя / А. А. Шишкарев, Л. В. Лежнина // Экономика и социум. — 2017. — № 4 (35). — С. 1620–1623.
6. 18.Хохлова, Н. И. Авторитет руководителя в представлении сотрудников градообразующего предприятия / Н. И. Хохлова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019. — Т. 8, № 3А. — С. 215–223.
7. 17.Соколов, А. П. Профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя / А. П. Соколов, Е. И. Минайченкова // Журнал прикладных исследований. — 2022. — Т. 9, № 6. — С. 794–800. — DOI: 10.47576/27127516_2022_6_9_794
8. 16.Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учеб. пособие для вузов / В. П. Серкин. — Москва : ПЧЕЛА, 2008. — 382 с.
9. 15.Селезнева, Е. В. Современный российский руководитель в представлениях государственных служащих / Е. В. Селезнева, С. А. Демидов // Управленческое консультирование. — 2023. — № 9. — С. 81–95.
10. 14.Селезнева, Е. В. Психология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Юрайт, 2016. — 372 с.
11. 13.Петров, К. Г. Представления директоров школ о модели современного эффективного руководителя общеобразовательной организации / К. Г. Петров, Д. Н. Александрова // Человек и образование. — 2021. — № 3 (68). — С. 21–27.
12. Баришовец, Е. М. Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса / Е. М. Баришовец // Власть. — 2019. — № 6. — С. 206–209.
13. 11.Панкратова, И. А. Представления педагогов об эффективном руководителе / И. А. Панкратова // Мир науки. — 2016. — Т. 4, № 5. — URL: <a href="http://mir-nauki." target="_blank">http://mir-nauki.</a> com/PDF/51PSMN516.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
14. 10.Осинцева, А. В. Служебное взаимодействие и психологический образ руководителя / А. В. Осинцева // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2007. — № 3 (30). — С. 5–8.
15. Лаврова, Л. Г. Исследование преобладающих профессионально важных качеств личности руководителей различных уровней управления / Л. Г. Лаврова // Международный журнал медицины и психологии. — 2020. — Т. 3, № 1. — С. 7–10.
16. Кожухарь, Г. С. Соотношение реальных и идеальных качеств руководителя в образовательном учреждении в представлениях студентов вуза / Г. С. Кожухарь, О. Г. Быкова // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения : сб. на
17. Ишков, А. Д. Образ идеального и реального руководителя строительной отрасли в представлении подчиненных специалистов / А. Д. Ишков, Н. Г. Милорадова // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 8 (49). — С. 427–431.
18. Иванов, Е. А. Особенности представлений младших командиров войск национальной гвардии о качествах личности руководителя воинского коллектива / Е. А. Иванов, С. В. Лычагина // Научное мнение. — 2018. — № 11. — С. 58–61.
19. Ермолаев, В. В. Согласованность образов идеального и реального руководителя органов внутренних дел как фактор привлекательности службы в полиции /
20. Глебова, Г. Ф. Представления учителей об эффективном руководителе современной общеобразовательной школы / Г. Ф. Глебова, Д. Н. Александрова // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. — 2020. — № 16. — С. 44–49.
21. Барнард, Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард. — Москва : Социум ; Челябинск : ИРИСЭН, 2009. — 333 с.
22. Баркова, Ю. К. Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления / Ю. К. Баркова, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин // Управленческое консультирование. — 2021. — № 5. — С. 17–31.

Остальные статьи