Дата публикации: 01.01.2024

Современный российский руководитель в представлениях государственных служащих, занимающих разные должностные позиции

Аннотация

В статье представлены результаты исследования представлений государственных служащих, занимающих разные должностные позиции, о психологических характеристиках современного российского руководителя. Факторный анализ, проведенный в подгруппах, выделенных по уровню должности, показал, что в представлениях участников исследования о современном российском руководителе существует как сходство, обусловленное сферой профессиональной деятельности, так и различия, обусловленные должностной позицией, которую занимают респонденты. Выделено восемь образов современного российского руководителя, в совокупности составляющих его целостный, но в то же время противоречивый портрет и отражающих различные типы руководителей с точки зрения респондентов, характерные именно для современного этапа развития России.




Введение

Главной функцией руководителя как субъекта управленческой деятельности является достижение общегрупповых целей путем организации слаженной, целенаправленной и скоординированной работы членов данной группы [14], то есть поддержание системы кооперативных усилий [3].

Как показывают многочисленные исследования, эффективность реализации этой функции и продуктивность управленческой деятельности в целом во многом определяются личностными и деятельностными характеристиками руководителя (см., например, [9; 11; 13; 22]). При этом значимость той или иной характеристики со временем может изменяться, и на первый план могут выходить новые личностные качества и особенности поведения. Так, исследователи отмечают, что для современных руководителей гораздо более важными, чем раньше, становятся отношения с другими людьми, и самым важным умением руководителя оказывается умение выстраивать команду [17], то есть руководитель должен быть способен дать сотрудникам возможность работать в команде [21]. Это, в свою очередь, предполагает, что руководитель должен иметь высокий эмоциональный и социальный интеллект и сформированные на его основе управленческие компетенции [21], которые позволят находить общий язык с сотрудниками и объединять их вокруг общих целей [20]. Кроме того, так как с повышением роли знаний повысилась важность непрерывного обучения и переподготовки, современный руководитель должен уделять значительное внимание индивидуальной работе с подчиненными по повышению их квалификации [20].

Можно говорить о том, что проблема личностных и деятельностных характеристик руководителя имеет непреходящую актуальность, так как любые значительные социальные, экономические, технологические и культурные изменения приводят к изменениям в управленческой деятельности, а следовательно, к изменениям в структуре профессионально значимых личностных и деятельностных характеристик руководителей, и все это требует новых исследований.

Как мы отмечали ранее [15], одним из двух основных направлений исследований личностных и деятельностных характеристик руководителя является изучение социальных представлений об этих характеристиках.

Список литературы

1. 11. Панкратова, И. А. Представления педагогов об эффективном руководителе / И. А. Панкратова // Мир науки. — 2016. — Т. 4, № 5. — URL: <a href="http://mir-nauki." target="_blank">http://mir-nauki.</a> com/PDF/51PSMN516.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
2. Pankratova, I. A. Predstavleniya pedagogov ob e`ffektivnom rukovoditele / I. A. Pankratova // Mir nauki. — 2016. — T. 4, № 5. — URL: <a href="http://mir-nauki.com/" target="_blank">http://mir-nauki.com/</a> PDF/51PSMN516.pdf (data obrashheniya: 15.01.2024).
3. 12. Петренко, В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма/В. Ф. Петренко.—Москва: Новый хронограф, 2009.— 440 с.
4. Petrenko, V. F. Mnogomernoe soznanie: psixosemanticheskaya paradigma / V. F. Petrenko. — Moskva : Novy`j xronograf, 2009. — 440 s.
5. 13. Петров, К. Г. Представления директоров школ о модели современного эффективного руководителя общеобразовательной организации/К. Г.Петров, Д. Н. Александрова//Человек и образование. — 2021. — № 3 (68). — С. 21–27.
6. Petrov, K. G. Predstavleniya direktorov shkol o modeli sovremennogo e`ffektivnogo rukovoditelya obshheobrazovatel`noj organizacii / K. G. Petrov, D. N. Aleksandrova // Chelovek i obrazovanie. — 2021. — № 3 (68). — S. 21–27.
7. 14. Селезнева, Е. В. Психология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Юрайт, 2016. — 372 с.
8. Selezneva, E. V. Psixologiya upravleniya : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / E. V. Selezneva. — Moskva : Yurajt, 2016. — 372 s.
9. 15. Селезнева, Е. В. Современный российский руководитель в представлениях государственных служащих / Е. В. Селезнева, С. А. Демидов // Управленческое консультирование. — 2023. — № 9. — С. 81–95.
10. Selezneva, E. V. Sovremenny`j rossijskij rukovoditel` v predstavleniyax gosudarstvenny`x sluzhashhix / E. V. Selezneva, S. A. Demidov // Upravlencheskoe konsul`tirovanie. — 2023. — № 9. — S. 81–95.
11. 16. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учеб. пособие для вузов / В. П. Серкин. — Москва: ПЧЕЛА, 2008. — 382 с.
12. Serkin, V. P. Metody` psixologii sub``ektivnoj semantiki i psixosemantiki : ucheb. posobie dlya vuzov / V. P. Serkin. — Moskva : PChELA, 2008. — 382 s.
13. 17. Соколов, А. П. Профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя / А. П. Соколов, Е. И. Минайченкова // Журнал прикладных исследований. — 2022. — Т. 9, № 6. — С. 794–800. — DOI: 10.47576/27127516_2022_6_9_794
14. Sokolov, A. P. Professional`ny`e, lichny`e i delovy`e kachestva sovremennogo rukovoditelya / A. P. Sokolov, E. I. Minajchenkova // Zhurnal prikladny`x issledovanij. — 2022. — T. 9, № 6. — S. 794–800. — DOI: 10.47576/2712-7516_2022_6_9_794
15. 18. Хохлова, Н. И. Авторитет руководителя в представлении сотрудников градообразующего предприятия / Н. И. Хохлова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019. — Т. 8, № 3А. — С. 215–223.
16. Xoxlova, N. I. Avtoritet rukovoditelya v predstavlenii sotrudnikov gradoobrazuyushhego predpriyatiya / N. I. Xoxlova // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2019. — T. 8, № 3A. — S. 215–223.
17. 19. Шишкарев, А. А. К вопросу об образе современного руководителя / А. А. Шишкарев, Л. В. Лежнина // Экономика и социум. — 2017. — № 4 (35). — С. 1620–1623.
18. Shishkarev, A. A. K voprosu ob obraze sovremennogo rukovoditelya / A. A. Shishkarev, L. V. Lezhnina // E`konomika i socium. — 2017. — № 4 (35). — S. 1620–1623.
19. 20. Karaszewski, R. The Leading Traits of the Modern Corporate Leader : Comparing Survey Results from 2008 and 2018 / R. Karaszewski, R. Drewniak // Energies. — 2021. — Vol. 14, № 23. — URL: <a href="https://www.mdpi.com/1996-1073/14/23/7926" target="_blank">https://www.mdpi.com/1996-1073/14/23/7926</a> (date of the applicati
20. 21. Raišienė, A. G. Leadership and Managerial Competences in a Contemporary Organization from the Standpoint of Business Executives / A. G. Raišienė // Economics and Sociology. — 2014. — Vol. 7, № 3. — P. 179–193. — DOI: 10.14254/2071789X.2014/7-3/14
21. 22. Zakharova, L. N. Personal characteristics of effective managers in organizational cultures of different types / L. N. Zakharova, E. V. Korobeynikova // Psychology in Russia : State of the Art. — 2015. — Vol. 8, № 3. — P. 69–83.
22. 1. Баришовец, Е. М.Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса/Е. М. Баришовец // Власть. — 2019. — № 6. — С. 206–209.
23. Barishovecz, E. M. Ideal`ny`j portret rukovoditelya obrazovatel`nogo kompleksa / E. M. Barishovecz // Vlast` . — 2019. — № 6. — S. 206–209.
24. 2. Баркова, Ю. К. Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления / Ю. К. Баркова, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин // Управленческое консультирование. — 2021. — № 5. — С. 17–31.
25. Barkova, Yu. K. Vzaimosvyaz` upravlencheskogo potenciala i kognitivny`x xarakteristik rukovoditelej razny`x urovnej upravleniya / Yu. K. Barkova, E. V. Selezneva, Yu. V. Sinyagin // Upravlencheskoe konsul`tirovanie. — 2021. — № 5. — S. 17–31.
26. 3. Барнард, Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард. — Москва : Социум ; Челябинск : ИРИСЭН, 2009. — 333 с.
27. Barnard, Ch. Funkcii rukovoditelya: vlast`, stimuly` i cennosti v organizacii / Ch. Barnard. — Moskva : Socium ; Chelyabinsk : IRISE`N, 2009. — 333 s.
28. 4. Глебова, Г. Ф. Представления учителей об эффективном руководителе современной общеобразовательной школы / Г. Ф. Глебова, Д. Н. Александрова // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. — 2020. — № 16. — С. 44–49.
29. Glebova, G. F. Predstavleniya uchitelej ob e`ffektivnom rukovoditele sovremennoj obshheobrazovatel`noj shkoly` / G. F. Glebova, D. N. Aleksandrova // Social`nopsixologicheskie problemy` mental`nosti/mentaliteta. — 2020. — № 16. — S. 44–49.
30. 5. Ермолаев, В. В. Согласованность образов идеального и реального руководителя органов внутренних дел как фактор привлекательности службы в полиции / В. В. Ермолаев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология.
31. Ermolaev, V. V. Soglasovannost` obrazov ideal`nogo i real`nogo rukovoditelya organov vnutrennix del kak faktor privlekatel`nosti sluzhby` v policii / V. V. Ermolaev // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociolog
32. 6. Иванов, Е. А. Особенности представлений младших командиров войск национальной гвардии о качествах личности руководителя воинского коллектива / Е. А. Иванов, С. В. Лычагина // Научное мнение. — 2018. — № 11. — С. 58–61.
33. Ivanov, E. A. Osobennosti predstavlenij mladshix komandirov vojsk nacional`noj gvardii o kachestvax lichnosti rukovoditelya voinskogo kollektiva / E. A. Ivanov, S. V. Ly`chagina // Nauchnoe mnenie. — 2018. — № 11. — S. 58–61.
34. 7. Ишков, А. Д. Образ идеального и реального руководителя строительной отрасли в представлении подчиненных специалистов / А. Д. Ишков, Н. Г. Милорадова // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 8 (49). — С. 427–431.
35. Ishkov, A. D. Obraz ideal`nogo i real`nogo rukovoditelya stroitel`noj otrasli v predstavlenii podchinenny`x specialistov / A. D. Ishkov, N. G. Miloradova // E`konomika i predprinimatel`stvo. — 2014. — № 8 (49). — S. 427–431.
36. 8. Кожухарь, Г. С. Соотношение реальных и идеальных качеств руководителя в образовательном учреждении в представлениях студентов вуза / Г. С. Кожухарь, О. Г. Быкова // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения : сб. на
37. Kozhuxar`, G. S. Sootnoshenie real`ny`x i ideal`ny`x kachestv rukovoditelya v obrazovatel`nom uchrezhdenii v predstavleniyax studentov vuza / G. S. Kozhuxar`, O. G. By`kova // Aktual`ny`e problemy` organizacionnoj psixologii i psixologii dorozhnogo dvizhe
38. 9. Лаврова, Л. Г. Исследование преобладающих профессионально важных качеств личности руководителей различных уровней управления / Л. Г. Лаврова // Международный журнал медицины и психологии. — 2020. — Т. 3, № 1. — С. 7–10.
39. Lavrova, L. G.
40. 10. Осинцева, А. В. Служебное взаимодействие и психологический образ руководителя / А. В. Осинцева // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2007. — № 3 (30). — С. 5–8.
41. Osinceva, A. V. Sluzhebnoe vzaimodejstvie i psixologicheskij obraz rukovoditelya / A. V. Osinceva // Psixopedagogika v pravooxranitel`ny`x organax. — 2007. — № 3 (30). — S. 5–8.

Остальные статьи