Современный российский руководитель в представлениях государственных служащих, занимающих разные должностные позиции
Аннотация
В статье представлены результаты исследования представлений государственных служащих, занимающих разные должностные позиции, о психологических характеристиках современного российского руководителя. Факторный анализ, проведенный в подгруппах, выделенных по уровню должности, показал, что в представлениях участников исследования о современном российском руководителе существует как сходство, обусловленное сферой профессиональной деятельности, так и различия, обусловленные должностной позицией, которую занимают респонденты. Выделено восемь образов современного российского руководителя, в совокупности составляющих его целостный, но в то же время противоречивый портрет и отражающих различные типы руководителей с точки зрения респондентов, характерные именно для современного этапа развития России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 109-125 |
УДК | 159.9072.432 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_109 |
Введение
Главной функцией руководителя как субъекта управленческой деятельности является достижение общегрупповых целей путем организации слаженной, целенаправленной и скоординированной работы членов данной группы [14], то есть поддержание системы кооперативных усилий [3].
Как показывают многочисленные исследования, эффективность реализации этой функции и продуктивность управленческой деятельности в целом во многом определяются личностными и деятельностными характеристиками руководителя (см., например, [9; 11; 13; 22]). При этом значимость той или иной характеристики со временем может изменяться, и на первый план могут выходить новые личностные качества и особенности поведения. Так, исследователи отмечают, что для современных руководителей гораздо более важными, чем раньше, становятся отношения с другими людьми, и самым важным умением руководителя оказывается умение выстраивать команду [17], то есть руководитель должен быть способен дать сотрудникам возможность работать в команде [21]. Это, в свою очередь, предполагает, что руководитель должен иметь высокий эмоциональный и социальный интеллект и сформированные на его основе управленческие компетенции [21], которые позволят находить общий язык с сотрудниками и объединять их вокруг общих целей [20]. Кроме того, так как с повышением роли знаний повысилась важность непрерывного обучения и переподготовки, современный руководитель должен уделять значительное внимание индивидуальной работе с подчиненными по повышению их квалификации [20].
Можно говорить о том, что проблема личностных и деятельностных характеристик руководителя имеет непреходящую актуальность, так как любые значительные социальные, экономические, технологические и культурные изменения приводят к изменениям в управленческой деятельности, а следовательно, к изменениям в структуре профессионально значимых личностных и деятельностных характеристик руководителей, и все это требует новых исследований.
Как мы отмечали ранее [15], одним из двух основных направлений исследований личностных и деятельностных характеристик руководителя является изучение социальных представлений об этих характеристиках.