Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь личностных характеристик работников сферы образования с феноменом «эмоциональное выгорание»

Аннотация

Проведен теоретический анализ научной литературы о взаимосвязи личностных особенностей работников сферы образования и эмоционального выгорания.




Повышение качества образовательного процесса в нынешних непростых условиях является первостепенной задачей современной образовательной политики Российской Федерации. В ее успешной  реализации важную роль играет психологическое благополучие участников образовательного процесса — работников сферы образования. Решая важную задачу передачи знаний и умений учащимся, педагог очень часто попадает в напряженные ситуации, характерные для его профессии. Регулярные когнитивные и эмоциональные нагрузки, высокая загруженность на работе, сложные межличностные отношения с коллегами, условия рабочей среды, специфика трудовой деятельности — все это педагог испытывает на себе, и при передаче знаний, навыков и умений учащимся впоследствии это может привести к печальному результату — феномену эмоционального выгорания, психологическому явлению, оказывающему отрицательное воздействие на общее психическое состояние и результативность трудовой деятельности людей, работающих в образовательной сфере. Негативные последствия выгорания чаще всего выражаются в неудовлетворенности собой и своей работой, близким окружением, в эмоционально-нравственной дезориентации, снижении профессиональной ответственности, а также в нарушении функций сердечно-сосудистых и других важных органов человеческого организма.

О сложном характере воздействия феномена выгорания на личность работника говорит и тот факт, что ученые разных стран по-разному трактуют характер проявления симптомов выгорания.

Поэтому исследование личностных характеристик заслуживает особого внимания для дальнейшего предотвращения или же снижения до минимума уровня отрицательного влияния последствий нелегкого труда на работников сферы образования.

Целью данной статьи является проведение теоретического анализа взаимосвязи индивидуальных характеристик людей, работающих в сфере образования, и феномена эмоционального выгорания.

Впервые понятие «эмоциональное выгорание» применил Х. Фрейденбергер в 1974 г. для характеристики здоровых людей, находящихся в тесном взаимодействии с реципиентами в эмоционально насыщенной атмосфере. На начальной стадии изучения термин «выгорание» трактовался как состояние изнеможения, недомогания, усталости. С накоплением более достоверных результатов исследований ученые стали связывать это явление с общим психосоматическим состоянием человека [15].

Список литературы

1. Лукьянова, Н. А. Профессиональное самосознание педагога и синдром эмоционального выгорания / Н. А. Лукьянова // Начальная школа: плюс до и после. — 2012. — № 4. — С. 72–74.
2. Хетагурова, А. К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А. К. Хетагурова, Н. А. Касимовская // Экономика здравоохранения. — 2007. — № 2/3 (112). — С. 25–29.
3. Харланова, Ю. В. Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика / Ю. В. Харланова // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : мате
4. Ушакова, Т. А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы / Т. А. Ушакова // Отечественный журнал социальной работы. — 2012. — № 2. — С. 60–70.
5. Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (64). — С. 459–461.
6. Редина, Т. Особенности эмоционального выгорания педагогов коррекционных центров / Татьяна Редина. — Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 236 c.
7. Ракицкая, А. В. Взаимосвязь и влияние характеристик личностной и ситуативной агрессии на проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Философия и социальные науки. — 2014. — № 3. — С. 81–86. — URL: <a href="http://elib.bsu.by/ha" target="_blank">http://elib.bsu.by/ha</a>
8. Орёл, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орёл. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2005. — 330 с.
9. 18.Орёл, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орёл // Психологический журнал. — 2001. — № 1. — С. 90–101.
10. Ожогова, Е. Г. Особенности синдрома «психического выгорания» у современных педагогов общеобразовательных школ / Е. Г. Ожогова, И. Н. Рассказова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — Т. 65, № 3. — С. 301–304.
11. Наличаева, С. А. Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов / С. А. Наличаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 1. — С. 50–56.
12. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Санкт-Петербург : ОZON, 2010. — 248 с.
13. Майстренко, В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей / В. И. Майстренко // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 21–29.
14. Акиндинова, И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести. — 2003. — № 5. — С. 30–34.
15. 12.Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания : учеб. пособие / Е. В. Котова. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. — URL: <a href="http://www.kspu.ru/upload/" target="_blank">http://www.kspu.ru/upload/</a> documents/2014/01/12/d5478c
16. Климов, П. Н. Управление стрессом в профессиональной деятельности / П. Н. Климов // Кадровый менеджмент. — 2003. — № 6. — С. 24–27.
17. Капитанец, Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов / Е. Г. Капитанец // Концепт. — 2015. — № 2. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniyapedagogov (дата
18. Кайдина, М. С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений / М. С. Кайдина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 2. — С. 45–51.
19. Елфимова, Е. В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Е. В. Елфимова, М. А. Елфимов // Заместитель главного врача. — 2010. — № 3. — С. 102–111.
20. Дмитриева, М. А. Профессиональное долголетие / М. А. Дмитриева // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. и общ. ред. В. А. Бодрова. — Москва, 2007. — С. 416–422.
21. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях : Психология здоровья / Н. Е. Водопьянова ; под ред. Г. С. Никифорова. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2000. — 497 с.
22. Василенко, А. Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания / А. Ю. Василенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2011. — № 1 (4). — С. 35–39.
23. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–105.
24. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 1999. — 434 с.
25. Бладыко, А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А. В. Бладыко // Психология: традиции и инновации : матер. I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа, 2012. — С. 34–39. — URL: <a href="https://moluch." target="_blank">https://moluch.</a> ru/conf/psy/

Остальные статьи