Взаимосвязь личностных характеристик работников сферы образования с феноменом «эмоциональное выгорание»
Аннотация
Проведен теоретический анализ научной литературы о взаимосвязи личностных особенностей работников сферы образования и эмоционального выгорания.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 91-101 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_91 |
Повышение качества образовательного процесса в нынешних непростых условиях является первостепенной задачей современной образовательной политики Российской Федерации. В ее успешной реализации важную роль играет психологическое благополучие участников образовательного процесса — работников сферы образования. Решая важную задачу передачи знаний и умений учащимся, педагог очень часто попадает в напряженные ситуации, характерные для его профессии. Регулярные когнитивные и эмоциональные нагрузки, высокая загруженность на работе, сложные межличностные отношения с коллегами, условия рабочей среды, специфика трудовой деятельности — все это педагог испытывает на себе, и при передаче знаний, навыков и умений учащимся впоследствии это может привести к печальному результату — феномену эмоционального выгорания, психологическому явлению, оказывающему отрицательное воздействие на общее психическое состояние и результативность трудовой деятельности людей, работающих в образовательной сфере. Негативные последствия выгорания чаще всего выражаются в неудовлетворенности собой и своей работой, близким окружением, в эмоционально-нравственной дезориентации, снижении профессиональной ответственности, а также в нарушении функций сердечно-сосудистых и других важных органов человеческого организма.
О сложном характере воздействия феномена выгорания на личность работника говорит и тот факт, что ученые разных стран по-разному трактуют характер проявления симптомов выгорания.
Поэтому исследование личностных характеристик заслуживает особого внимания для дальнейшего предотвращения или же снижения до минимума уровня отрицательного влияния последствий нелегкого труда на работников сферы образования.
Целью данной статьи является проведение теоретического анализа взаимосвязи индивидуальных характеристик людей, работающих в сфере образования, и феномена эмоционального выгорания.
Впервые понятие «эмоциональное выгорание» применил Х. Фрейденбергер в 1974 г. для характеристики здоровых людей, находящихся в тесном взаимодействии с реципиентами в эмоционально насыщенной атмосфере. На начальной стадии изучения термин «выгорание» трактовался как состояние изнеможения, недомогания, усталости. С накоплением более достоверных результатов исследований ученые стали связывать это явление с общим психосоматическим состоянием человека [15].