Использование инструмента самооценки для анализа образовательного эффекта дистанционных обучающих программ
Аннотация
Самооценка является ненадежным инструментом выявления прогресса в обучении, считается по результатам некоторых исследований. Среди главных недостатков самооценки авторы называют подверженность фактору социальной желательности и недостаточную объективность данных по сравнению с тестами на знания. Тем не менее 81 существуют данные, показывающие, что подготовленный эксперт может эффективно использовать самооценку как инструмент оценки образовательного эффекта. Способность к адекватной самооценке является важным качеством любого специалиста. Самооценка может быть эффективным инструментом анализа прогресса слушателей в рамках реализации дистанционных образовательных программ. При этом в качестве критериев оценки могут выступать не только сами целевые качества (знания, навыки, компетенции), но и навык их критической оценки.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 80-91 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_80 |
Введение
В качестве результата образовательной программы чаще всего рассматриваются полученные участниками знания или изменения в их навыках и умениях решать определенный круг задач. В рамках проведения очных образовательных программ тьютор или тренер может наблюдать за изменением в поведении участников и делать выводы о динамике в освоении требуемых навыков. Но при реализации дистанционных образовательных программ образовательный эффект и изменения в поведении участника зачастую могут быть скрыты от тренера. При этом отсутствие своевременных данных о прогрессе участников может негативно сказываться на эффективности реализации программы. Одним из инструментов, который можно использовать для оценки как промежуточных, так и итоговых результатов программы, является самооценка. Самооценка подразумевает, что слушатели программы самостоятельно оценивают выраженность своих качеств или характеристик (навыков). Однако самооценка прогресса в обучении не всегда может отображать реальный прогресс или изменения в компетенциях участников образовательных программ. В случае самостоятельной оценки своих компетенций участники склонны преувеличивать уровень развития своих знаний и навыков. Уменьшить влияние социальной желательности могут специальная подготовка слушателей, обучение навыкам самооценки, а также стимулирование более осознанного подхода к анализу своих знаний и навыков. Способность адекватно оценивать свои компетенции является важным аспектом профессионализма. Критическое отношение к себе, способность определить слабые стороны в части развития компетенций позволяют слушателю более эффективно обучаться и наращивать свои знания и навыки. Именно поэтому многие организации целенаправленно развивают способность сотрудников к критическому мышлению и анализу своих сильных и слабых сторон. Один из способов достичь этой цели — проведение обучения с последующей оценкой полученных знаний, навыков, качественных изменений в поведении и мышлении.
Самооценка в зависимости от целей ее использования может подразделяться на «резюмирующую» (позволяет оценить образовательный эффект программы, участники самостоятельно выставляют себе баллы за проделанную работу или оценивая уровень развития своих компетенций) и «формирующую» (самооценка используется для пересмотра учебного процесса и его изменения). Наиболее часто на практике применялся подход, в котором самооценка использовалась для оценки образовательного результата слушателей. В исследованиях приводятся данные, показывающие связь между самооценкой своей работы, сделанной студентами, и оценками, которые были поставлены преподавателями [13]. Данные по самооценке, которые собираются в рамках дистанционной образовательной программы, позволяют получить обратную связь по качеству обучения [2; 8; 27; 31]. Так, опубликованные ранее исследования выявили, что использование самооценки является важнейшим условием реализации модели саморегулируемого обучения (selfregulated learning, SRL) и повышения мотивации слушателей [24; 31]. Саморегулируемое обучение предполагает активную роль студентов не только в усвоении материала, но и в контроле и оценке своей работы.
Использование самооценки как инструмента развития в рамках образовательных программ стало особенно актуально в связи с последними трендами: многие специалисты проходят обучение на протяжении всей своей профессиональной карьеры, сам образовательный процесс стал в большей степени сфокусирован на самостоятельном изучении и усвоении материала. В процессе саморегулируемого обучения метод самооценки — заключительный этап, хотя, по мнению отдельных специалистов, это фундаментальный навык, который лежит в основе реализации модели саморегулируемого обучения в принципе. Дистанционное образование, которое повсеместно внедрялось в ходе пандемии COVID-19, во многом полагается на самостоятельное усвоение материала.
Резюмирующая самооценка предполагает следующие формы активности слушателя программы: определение критериев оценивания; определение объема и качества информации, которую можно получить в процессе оценки; рефлексию на основе полученной обратной связи. Таким образом, была сформулирована циклическая модель самооценки [34].