Дата публикации: 01.01.2024

Целевые ориентиры педагогических коллективов как отражение видения ими будущего обучающихся

Аннотация

Исследование, проведенное в 37 образовательных организациях 9 регионов Российской Федерации, позволило выявить пять основных групп целевых ориентиров обучения в порядке частоты встречаемости: высшие образовательные достижения, релевантность целям новых федеральных государственных образовательных стандартов, развитие личности, повышение уровня культуры, развитие проектных и исследовательских навыков.




Учитель по сути своей профессии направлен в будущее [4] не только потому, что результаты осуществляемых им обучения и воспитания школьников проявятся не очень скоро, порой совсем нескоро — иногда их эффект оказывается весьма отсроченным, но и потому, что уже в настоящий момент он должен с той или иной степенью достоверности  спрогнозировать это будущее и осуществлять образовательный процесс с учетом того, какие компетенции потребуются от его учеников в этом будущем, какие личностные характеристики станут ресурсами их развития и успешной реализации в социуме, какие знания будут понастоящему необходимы. Отражение востребованности этих качеств в будущем в настоящее время проявляется в целевых ориентирах как отдельных учителей, так и в целом педагогических коллективов [3].

Исходя из этих соображений нами была сформулирована цель исследования — изучить целевые ориентиры педагогов и образовательных организаций в обучении школьников.

Для достижения поставленной цели использовались анкетный опрос педагогов (авторская анкета), полуструктурированная беседа с директорами образовательных организаций и их заместителями, а также анализ важнейших документов, определяющих деятельность школ.

Такое исследование позволило хотя бы примерно оценить уровень осознанности администрациями школ и педагогами ожидаемых результатов и соответственно разобраться с тем, какие характеристики обучающихся вероятнее всего, по их мнению, будут нужны им в будущем [2].

В рамках проведенного нами исследования были изучены целевые ориентиры педагогических коллективов и их руководителей, а также отдельных учителей в 9 регионах Российской Федерации: Калининградской, Калужской, Московской, Самарской областях, а также в городах: Вологде, Иркутске, Москве, Мурманске, Санкт-Петербурге, Тольятти. Всего исследованием было охвачено 37 образовательных организаций (около 3 500 респондентов).

Список литературы

1. Ансимова, Н. П. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов / Н. П. Ансимова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27,
2. Вачков, И. В. Сравнительный анализ целей обучения в образовательных организациях современной России / И. В. Вачков // Проблемы современного образования. — 2016. — № 4. — С. 80–86.
3. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства / И. Г. Харисова, Т. В. Макеева, Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова // Science for Education Today
4. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика / Л. М. Митина // Вестник практической психологии образования. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 9–19. — <a href="https://doi.org/10.17759/bppe.2022190201" target="_blank">https://doi.org/10.17759/bppe.2022190201</a>

Остальные статьи