Целевые ориентиры педагогических коллективов как отражение видения ими будущего обучающихся
Аннотация
Исследование, проведенное в 37 образовательных организациях 9 регионов Российской Федерации, позволило выявить пять основных групп целевых ориентиров обучения в порядке частоты встречаемости: высшие образовательные достижения, релевантность целям новых федеральных государственных образовательных стандартов, развитие личности, повышение уровня культуры, развитие проектных и исследовательских навыков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 01/2024 |
Страницы | 73-80 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2024_1_73 |
Учитель по сути своей профессии направлен в будущее [4] не только потому, что результаты осуществляемых им обучения и воспитания школьников проявятся не очень скоро, порой совсем нескоро — иногда их эффект оказывается весьма отсроченным, но и потому, что уже в настоящий момент он должен с той или иной степенью достоверности спрогнозировать это будущее и осуществлять образовательный процесс с учетом того, какие компетенции потребуются от его учеников в этом будущем, какие личностные характеристики станут ресурсами их развития и успешной реализации в социуме, какие знания будут понастоящему необходимы. Отражение востребованности этих качеств в будущем в настоящее время проявляется в целевых ориентирах как отдельных учителей, так и в целом педагогических коллективов [3].
Исходя из этих соображений нами была сформулирована цель исследования — изучить целевые ориентиры педагогов и образовательных организаций в обучении школьников.
Для достижения поставленной цели использовались анкетный опрос педагогов (авторская анкета), полуструктурированная беседа с директорами образовательных организаций и их заместителями, а также анализ важнейших документов, определяющих деятельность школ.
Такое исследование позволило хотя бы примерно оценить уровень осознанности администрациями школ и педагогами ожидаемых результатов и соответственно разобраться с тем, какие характеристики обучающихся вероятнее всего, по их мнению, будут нужны им в будущем [2].
В рамках проведенного нами исследования были изучены целевые ориентиры педагогических коллективов и их руководителей, а также отдельных учителей в 9 регионах Российской Федерации: Калининградской, Калужской, Московской, Самарской областях, а также в городах: Вологде, Иркутске, Москве, Мурманске, Санкт-Петербурге, Тольятти. Всего исследованием было охвачено 37 образовательных организаций (около 3 500 респондентов).