Дата публикации: 01.01.2024

Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 1)

Аннотация

Российские учителя испытывают большое количество стрессов, приводящих к профессиональному выгоранию, что сказывается на вовлеченности в процессы, происходящие в школе. Вопрос предупреждения профессиональных деформаций педагога является актуальным и для науки, и для практики. Для ответа на этот вопрос необходимо выделить факторы, связанные с выгоранием, на которые можно оказывать влияние, что и являлось целью данного исследования, проведенного с использованием смешанного дизайна, качественного и количественного. В результате исследования выделены следующие факторы: личностные характеристики педагогов, институциональные и геополитические факторы.


Ключевые слова


Введение

Российская система образования последних десятилетий характеризуется постоянным процессом реформирования. Меняются куррикулум, содержание учебных курсов и программ, принципы оценивания и дизайн урока, изменения затронули и принцип организации образовательных процессов [8; 22]. Все это требует от учителей постоянной вовлеченности для понимания сути происходящего, а также готовности пробовать новые подходы, внедрять инновации, рефлексировать и корректировать свои действия [13].

Удивительно, но при большом количестве работ, посвященных разным аспектам изменений в сфере школьного образования, в российском научном поле наблюдается явный дефицит внимания к учителям и их способности (как профессиональной, так и с позиций эмоционального состояния) реализовывать предлагаемые обществом и наукой идеи. Даже такой очевидный аспект, как профессиональное самочувствие российских учителей, до сих пор остается малоизученным, поскольку большая часть имеющихся исследований датируется серединой прошлого десятилетия, доковидными временами, хотя и непростыми, но не накладывавшими на учителей таких высоких требований, как сейчас, после определения курса на технологизацию и научный суверенитет нашей страны.

Имеющиеся данные показывают, что именно учителя на местах зачастую оказываются тем звеном, которое тормозит проведение реформ в образовании [9]. Это может быть связано с рядом причин, но одна из основных — отсутствие у учителей моральных ресурсов для постоянного обучения и изменения привычных практик, поскольку внедрение инноваций требует от сотрудников большого напряжения когнитивных, психологических и физических ресурсов [34].

Список литературы

1. 32. Hakanen, J. J. Burnout and work engagement among teachers / J. J. Hakanen, A. B. Bakker, W. B. Schaufeli // Journal of School Psychology. — 2006. — Vol. 43, № 6. — P. 495–513.
2. 31. Fathi, J. Techer Self-efficacy and Emotional Regulation as Predictors of Teaching Stress : An Investigation of Iranian English Language Teachers / J. Fathi, A. Derakhshan // Teaching English Language. — 2019. — Vol. 13, № 2. — P. 117–143.
3. 30. Chang, M. L. An Appraisal Perspective of Teacher Burnout : Examining the Emotional Work of Teachers / M. L. Chang // Educational Psychology Review. — 2009. — Vol. 21. — P. 193–218.
4. 29. Bakker, A. Job Demands-Resources theory and self-regulation: new explanations and remedies for job burnout / A. Bakker, J. D. de Vries // Anxiety, Stress and Coping. — 2021. — Vol. 34, № 1. — P. 1–21.
5. 28. Bakker, A. B. Job Demands-Resources Theory : Taking Stock and Looking Forward / A. B. Bakker, E. Demerouti // Journal of Occupational Health Psychology. — 2016. — Vol. 22, № 3. — P. 273–285.
6. 27. Bakker, A. B. Job resources buffer the impact of job demands on burnout / A.B.Bakker, E. Demerouti // Journal of Occupational Health Psychology. — 2005. — Vol. 10, № 2. — P. 170–180.
7. 25. Anastasiou, S. Factors affecting job satisfaction, stress and work performance of secondary education teachers in Epirus, NW Greece / S. Anastasiou // International Journal of Management in Education. — 2014. — Vol. 8, № 1. — P. 37–53. 26. An examinat
8. 24. Abdullah, A. S. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools / A. S. Abdullah, S. N. Ismail // International Journal of Instruction. — 2019. — Vol. 12, № 1. — P. 1251–1262.
9. Stress, vy`goranie, sovladanie v sovremennom kontekste / pod red. A. L. Zhuravleva, E. A. Sergienko. — Moskva : Institut psixologii RAN, 2011. — 257 s.
10. 23. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — Москва : Институт психологии РАН, 2011. — 257 c.
11. Sorokin, P. S. «Transformiruyushhaya agentnost`» kak predmet sociologicheskogo analiza: sovremenny`e diskussii i rol` obrazovaniya / P. S. Sorokin // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Sociologiya. — 2021. — № 1. — S. 124–138.
12. 22. Сорокин, П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования / П. С. Сорокин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2021. — № 1. — С. 124–138.
13. Polyakova, O. B. Osobennosti samoe`ffektivnosti psixologov i pedagogov s professional`ny`mi deformaciyami (vy`goraniem) / O. B. Polyakova // Chelovecheskij kapital. — 2015. — № 10 (82). — S. 36–41.
14. 21. Полякова, О. Б. Особенности самоэффективности психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) / О. Б. Полякова // Человеческий капитал. — 2015. — № 10 (82). — С. 36–41.
15. Os`muk, L. A. Psixosocial`noe blagopoluchie i professional`naya deyatel`nost` rossijskix uchitelej / L. A. Os`muk, M. V. Safronova, Yu. S. Zaxir // Idei i idealy` . — 2013. — T. 1, № 3 (17). — S. 91–104.
16. 20. Осьмук, Л. А. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей / Л. А. Осьмук, М. В. Сафронова, Ю. С. Захир // Идеи и идеалы. — 2013. — Т. 1, № 3 (17). — С. 91–104.
17. Osin, E. Ne goryashhie professiej uchitelya by`stree sgorayut: protivopolozhny`e trebovaniya ot direktora, roditelej i ostal`ny`x e`tomu pomogayut / E. Osin // Institut obrazovaniya NIU VShE` : [sajt]. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/822579877.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/822579877.html</a> (data o
18. 19. Осин, Е. Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают / Е. Осин // Институт образования НИУ ВШЭ : [сайт]. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/822579877.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/822579877.html</a> (дата обращения: 15
19. 49. Work Engagement : A meta-Analysis Using the Job Demands-Resources Model / G. Mazzetti, G. Topa, M. Vignoli, D. Guglielmi // Psychological Reports. — 2023. — Vol. 126, № 3. — P. 1069–1107.
20. 48. Talmor, R. Factors relating to regular education teacher burnout in inclusive education / R. Talmor, S. Reiter, N. Feigin // European Journal of Special Needs Education. — 2005. — Vol. 20, № 2. — P. 215–229.
21. 47. TALIS 2018 Results (Vol. II) : Teachers and School Leaders as Valued Professionals // OECD. — URL: <a href="https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-ii-19cf08df-en." target="_blank">https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-ii-19cf08df-en.</a> htm (date of the application: 15.01.2024).
22. 46. Strauss, A. Basics of qualitative research technique Basics of Qualitative Research : Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory / A. Strauss, J. Corbin. — Thousand Oaks, London, New Delhi : Sage Publication, 1998. — 312 p.
23. 45. Skaalvik, E. M. Teacher burnout: relations between dimensions of burnout, perceived school context, job satisfaction and motivation for teaching. A longitudinal study / E. M. Skaalvik, S. Skaalvik // Teachers and Teaching. — 2021. — Vol. 26, № 7/8. —
24. 44. Schaufeli, W. Burnout Assessment Tool (BAT) — Development, Validity, and Reliability / W. Schaufeli, H. De Witte, S. Desart // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — Vol. 17, № 24. — P. 1–21.
25. 43. Schaufeli, W. B. General Engagement : Conceptualization and Measurement with the Utrecht General Engagement Scale (UGES) / W. B. Schaufeli // Journal of Well-Being Assessment. — 2017. — Vol.1, № 1/3. — P. 9–24.
26. 42. Schaufeli, W. The conceptualization and measurement of burnout : Common ground and worlds apart / W. Schaufeli, T. W. Taris // Work and Stress. — 2005. — Vol. 19, № 3. — P. 256–262.
27. Orel, V. E. Sindrom «psixologicheskogo vy`goraniya» i stilevy`e osobennosti povedeniya i deyatel`nosti professionala / V. E. Orel // Klinicheskaya i medicinskaya psixologiya. — 2006. — № 23. — S. 33–38.
28. 41. Saloviita, T. Teacher burnout explained: Teacher-, student- and organizational level variables / T. Saloviita, E. Pakarinen // Teaching and Teacher Education. — 2021. — Vol. 97. — P. 1–14.
29. 40. Occupational well-being of Russian teachers : Risk factors and areas for improvement / R. Zvyagintsev, D. Konstantinovskiy, M. Pinskaya, S. Kosaretsky // Issues in Educational Research. — 2022. — Vol. 32, № 2. — P. 825–847.
30. 39. Maslach, C. Psychological connections with work / C. Maslach, C. G. Banks // The Routledge Companion to Wellbeing at Work. — Routledge, 2017. — P. 37–54.
31. 38. Maslach, C. Job Burnout / C. Maslach, M. Leiter, W. Schaufeli // Annual Review of Psychology. — Utrecht University, 2001. — P. 397–422.
32. 37. Linking Personality Traits, Self-Efficacy and Burnout of Teachers in Public Schools : Does School Climate Play a Moderating Role? / S. Shakeel, M. M. Khan, R. A. A Khan, B. G. Mujtaba // Public Organization Review. — 2022. — Vol. 22. — P. 19–39.
33. 36. Lepine, J. A. A meta-analytic test of the challenge stressor-hindrance stressor framework: an explanation for inconsistent relationships among stressors and performance / J. A. Lepine, N. Podsakoff, M. A. Lepine // The Academy of Management Journal. —
34. 35. Leiter, M. P. Burnout and engagement: contributions to a new vision / M. P. Leiter, C. Maslach // Burnout Research. — 2017. — Vol. 5. — P. 55–57.
35. 34. Kwon, K. An integrative literature review of employee engagement and innovative behavior : Revisiting the JD-R model / K. Kwon, T. Kim // Human Resource Management Review. — 2020. — Vol. 2, № 30. — P. 1–18.
36. 33. Herman, K. C. Empirically Derived Profiles of Teacher Stress, Burnout, SelfEfficacy, and Coping and Associated Student Outcomes / K. C. Herman, J. Hickmon-Rosa, W. M. Reinke // Journal of Positive Behavior Interventions. — 2018. — № Vol. 20, № 2. — P.
37. 10. Егорышев, С. А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности / С. А. Егорышев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/a" target="_blank">https://cyberleninka.ru/a</a>
38. Gasinecz, M. V. Agentnost` uchitelej v formirovanii uchebnogo uspexa shkol`nikov: roli i ubezhdeniya / M. V. Gasinecz, A. V. Kapuza, M. S. Dobryakova // Voprosy` obrazovaniya. — 2022. — № 1. — S. 75–97.
39. 9. Гасинец, М. В. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения / М. В. Гасинец, А. В. Капуза, М. С. Добрякова // Вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 75–97.
40. Gavrilenko, P. A. Izmeneniya v predstavleniyax i praktikax shkol`ny`x uchitelej kak osnova dlya samostoyatel`nogo dejstviya podrostka. Institucional`ny`j podxod / P. A. Gavrilenko // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2022. — T. 27, № 3. — S. 39–49.
41. 8. Гавриленко, П. А. Изменения в представлениях и практиках школьных учителей как основа для самостоятельного действия подростка. Институциональный подход / П. А. Гавриленко // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 3. — С. 39–49.
42. Volkanevskij, S. V. Refleksivnost` kak determinanta sindroma «psixicheskogo vy`goraniya» lichnosti : avtoref. dis. … kand. psixol. nauk : 19.00.03 / Volkanevskij Sergej Valer`evich. — Yaroslavl`, 2010. — 26 s.
43. 7. Волканевский, С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03/Волканевский Сергей Валерьевич.— Ярославль, 2010.— 26 c.
44. Vodop`yanova, N. E. Sindrom vy`goraniya / N. E. Vodop`yanova, E. S. Starchenkova.— 2-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2016. — 336 s.
45. 6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 336 c.
46. Vodop`yanova, N. E. Vosprinimaemaya samoe`ffektivnost` i resursoobespechennost` kak faktory, prepyatstvuyushhie professional`nomu vy`goraniyu / N. E. Vodop`yanova, A. N. Gusteleva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i ps
47. 5. Водопьянова, Н. Е. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию / Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология.
48. Vodop`yanova, N. E. Pozitivnoe samootnoshenie kak faktor ustojchivosti k professional`nomu vy`goraniyu uchitelej / N. E. Vodop`yanova, A. N. Gusteleva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 12. — 2010. — Vy`p. 4. — S. 166–172.
49. 4. Водопьянова, Н. Е. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей / Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. — 2010.—Вып. 4. — С. 166–172.
50. Borisova, M. V. Psixologicheskie determinanty` psixicheskogo vy`goraniya u pedagogov : avtoref. dis. … kand. psixol. nauk : 19.00.07 / Borisova Mariya Vladimirovna. — Yaroslavl`, 2003. — 20 s.
51. 3. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Борисова Мария Владимировна. — Ярославль, 2003. — 20 c.
52. Baly`kina, O. S. E`mocional`noe vy`goranie v professional`noj deyatel`nosti u predstavitelej sfery` obrazovaniya / O. S. Baly`kina, N. M. Eroxina, L. P. Petuxova // Ucheny`e zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 2013. — № 11 (105). — S. 17–23.
53. 2. Балыкина, О. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О. С. Балыкина, Н. М. Ерохина, Л. П. Петухова // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (105). — С. 17–23.
54. Aver`yanov,A. I. Sindrom e`mocional`nogo vy`goraniya: popy`tka logoterapevticheskogo ob``yasneniya / A. I. Aver`yanov // Psixologicheskie problemy` smy`sla zhizni i akme. — 2020. — № XXV. — S. 217–221.
55. 1. Аверьянов, А. И. Синдром эмоционального выгорания: попытка логотерапевтического объяснения / А. И. Аверьянов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. — 2020. — № XXV. — С. 217–221.
56. 18. Орел, В. Е. Синдром «психологического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В. Е. Орел // Клиническая и медицинская психология. — 2006. — № 23.— С. 33–38.
57. Matyushkina, E. Ya. Professional`noe vy`goranie i refleksiya specialistov pomogayushhix professij / E. Ya. Matyushkina, A. A. Kantemirova // Konsul`tativnaya psixologiya i psixoterapiya. — 2019. — T. 27, № 2. — S. 50–68.
58. 17. Матюшкина, Е. Я. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий / Е. Я. Матюшкина, А. А. Кантемирова // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 2. — С. 50–68.
59. Makarova, G. A. Sindrom e`mocional`nogo vy`goraniya / G. A. Makarova // Psixoterapiya. — 2003. — № 11. — S. 2–11.
60. 16. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания / Г. А. Макарова // Психотерапия. — 2003. — № 11. — С. 2–11.
61. Le`ngle, A. E`mocional`noe vy`goranie s pozicii e`kzistencial`nogo analiza / A. Le`ngle // Voprosy` psixologii. — 2008. — № 2. — S. 3–16.
62. 15. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа/А. Лэнгле// Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 3–16.
63. Lichnostny`e resursy` i vy`goranie u sotrudnikov bibliotek Moskovskoj oblasti / N. I. Kolachev, E. N. Osin, V. Shaufeli, Sh. Dezart // Organizacionnaya psixologiya. — 2019. — T. 9, № 2. — S. 129–147.
64. 14. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области / Н. И. Колачев, Е. Н. Осин, В. Шауфели, Ш. Дезарт // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 129–147.
65. Koreshnikova, Yu. N. Professional`ny`e kompetencii pedagoga kak faktor sformirovannosti kriticheskogo my`shleniya studentov / Yu. N. Koreshnikova, I. D. Frumin // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2020. — T. 25, № 6. — S. 88–103.
66. 13. Корешникова, Ю. Н. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов / Ю. Н. Корешникова, И. Д. Фрумин // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 6. — C. 88–103.
67. Konstantinovskij, D. L. Professional`noe samochuvstvie uchitelej: ot e`ntuziazma do vy`goraniya / D. L. Konstantinovskij, M. A. Pinskaya, R. S. Zvyagincev // Sociologicheskie issledovaniya. — 2019. — № 5. — S. 14–25.
68. 12. Константиновский, Д. Л. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания / Д. Л. Константиновский, М. А. Пинская, Р. С. Звягинцев // Социологические исследования. — 2019. — № 5. — С. 14–25.
69. Ermolaeva, M. V. Psixosocial`noe blagopoluchie uchitelya v kontekste ego psixologicheskoj kul`tury` / M. V. Ermolaeva, D. V. Lubovskij // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psixologiya». — 2017. — № 3. — S. 92–97.
70. 11. Ермолаева, М. В. Психосоциальное благополучие учителя в контексте его психологической культуры / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». — 2017. — № 3. — С. 92–97.
71. Egory`shev, S. A. E`mocional`noe vy`goranie uchitelej kak faktor snizheniya e`ffektivnosti ix professional`noj deyatel`nosti / S. A. Egory`shev // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Sociologiya. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://cyberl" target="_blank">https://cyberl</a>

Остальные статьи